Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РИЖСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЗАДВИНЬЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Рижский Свято-Троицкий храм в Задвинье
Рижский Свято-Троицкий храм в Задвинье
Рижский храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Задвинье

  • Адрес: Латвия, г.Рига, улица Межа 2
  • Тел.: (+371) 7612079
  • Проезд: 4, 5 трамваем до улицы Нометню; 9 троллейбусом и 3 автобусом до улицы Калнциема или Даугавгривас.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Храм расположен на левом берегу Даугавы. Когда-то это был остров, отделенный от остальной суши протоками с небольшими, спокойными даже в штормы бухтами. Это обстоятельство имело особое значение.

    С древнейших времен Даугава (Западная Двина) являлась одним из направлений великого водного пути "из варяг в греки". Здесь шли потоки встречных судов и товаров. Одни направлялись вниз по Даугаве с севера вплоть до Понтийского (Черного) моря, другие — с юга до варяжских студеных вод.

    Именно поэтому задолго до того, как бывший бременский каноник, епископ Альберт назвал местное поселение Ригой, здесь проживали и постоянные жители, и те, кто прибывал сюда по своим делам из других мест. Среди них были купцы, сплавщики леса, струговщики, ремесленники, другой разночинный люд. Их жизнь была связана с обслуживанием стругов, перевалкой грузов, лесосплавом, торговлей и прочим.

    Здесь уже в XI веке располагался первый выстроенный на территории современной Риги храм. Это была первая церковь, освященная во имя св. Николая Чудотворца, покровителя плавающих и странствующих. Тут же располагался православный монастырь, склады, жилые дома и кладбище.

    Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по берегам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, финских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.

    Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира. И рыцарям-крестоносцам понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы огнем и мечом уже к началу XIII века разорить, разграбить, уничтожить почти все православные духовные центры на территории современной Латвии. Жестокое преследование православия продолжалось почти пять столетий. Были уничтожены многие православные храмы. Но церковь св. Николая оставалась действующей вплоть до XV века. В последующие годы православие фактически находилось под запретом.

    Отправление православного богослужения было разрешено примерно около 1639 года и только вне крепостной стены. При этом строительство церкви категорически запрещалось.

    С этого времени в Ригу ежегодно ранней весной, вместе с плотовщиками и торговым людом, к устью Даугавы (Двины) приплывали и православные церковнослужители. Они ставили вне стен города парусиновую палатку, освящали ее и до глубокой осени совершали богослужения и исполняли требы. Однако эта церковная деятельность не всегда разрешалась. Поэтому в иные годы палатку с временным престолом и антимисом во имя Святой Троицы ставили на противоположном, левом берегу Даугавы, как раз напротив Замка.

    Отношение к православию начало меняться только после окончания войны со шведами. Кроме того, важной приметой того времени стало интенсивное развитие Задвинья как рабочей окраины правобережной Риги. Здесь заметно увеличивалось население, среди которого было немало православных людей, желающих иметь свой задвинский храм.

    Рижский Троицкий храм в Задвинье, 18 апреля 2007. Фотография Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru
    Рижский Троицкий храм в Задвинье, 18 апреля 2007. Фотография Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru
    Однако хлопоты по строительству православной церкви начинаются только с семидесятых годов XVIII столетия. Стараниями купцов Савиных, Пономаревых, Глушковых под руководством купца Пастухова была приобретена с немалыми трудностями земля на Кливерсгольме как раз напротив Карловских ворот.

    В 1779-1780 гг. в Поречье Смоленской губернии начинают заготавливать лес. Из этих прекрасных сосновых бревен рубится мастерами плотницких дел деревянная церковь. Ее разбирают и со вскрытием рек сплавляют в Ригу к месту постройки.

    Церковь собирают, благоустраивают, расписывают, ставят иконостас со святыми иконами фряжского письма.

    К осени строительство полностью завершается, и 1 августа 1781 года храм освящается во имя Святой Живоначальной Троицы. С этого времени в рижском Задвинье начинает формироваться еще один почитаемый уже в те годы православный духовный центр.

    Возведенная Троице-Задвинская церковь простояла без изменений более полувека. За эти годы она постепенно разрушалась. Наводнения неоднократно размывали фундамент. Во многих местах оседал пол, перекашивались стены, ветшало внутреннее убранство.

    Восстановительные работы начались сразу же после приезда в Ригу первого рижского викария, епископа Иринарха. Его заботами в 1836 году обновляется внутренняя и внешняя покраска стен, внутреннее убранство, церковная утварь.

    В 1843 году в Троице-Задвинской церкви начинается большой капитальный ремонт. Стараниями церковного старосты, купца Афанасия Яковлева обновляется железная кровля, заменяются ветхие бревна, сооружается галерея с крыльцом. Однако, по словам местного священника В.Спирихина, еще в 1852 году церковь была холодной, не имела печей и потолка.

    В эти годы начинают изыскиваться средства на ремонт храма. Помощь вновь намеревался оказать староста церкви, купец А.Яковлев. Он предполагал за свой счет исправить, а где надо, и свинтить стены, подвесить и укрепить потолки, оштукатурить внутри и снаружи весь храм, поставить печи. Но жизнь его внезапно оборвалась, а для всех этих работ нужны были немалые средства.

    Учитывая сложившиеся обстоятельства, Рижская духовная консистория выдала новому старосте Троице-Задвинской церкви Н.Д. Логвинову "Сборную книгу" для пожертвований на ремонт храма.

    Постепенно необходимые средства были собраны, и все намеченные работы выполнены. Храм вновь радовал прихожан своим благолепием.

    К этому времени церковь украшали многие уникальные произведения иконописи, церковной утвари, художественной резьбы по дереву. На царских вратах и храме располагались старинные и ценные иконы в серебряных позолоченных ризах: образ Христа Спасителя, храмовая икона Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, свят. Николая. Примечательно, что добрыми людьми в 1800 году была пожертвована серебряная риза для храмовой иконы. Такой же дар был сделан в 1836 году для иконы Вознесения, а в 1869 году — серебряные позолоченные венцы на образ св. Николая Чудотворца.

    В числе самых древних икон храма был Тихвинский образ Божией Матери, который находился в принадлежавшей Троице-Задвинской церкви часовне, расположенной около купеческих амбаров Московского предместья. В храме имелось редкое собрание богослужебных книг: "Евангелие" в серебряном окладе, изданное в 1762 году, "Типикон" издания 1713 г., "Апостол" издания 1753 г., "Служебник" 1763 года, "Обиход" церковного нотного пения, изданный в 1816 году, и др.

    В середине XIX века жизнь Троице-Задвинской церкви серьезно осложнилась рядом обстоятельств. В нескольких метрах от храма была построена катальня и машинная фабрика. По другую сторону расположились склады для соли. Перед самой церковью находилась пристань, на которой постоянно шла выгрузка муки, каменного угля. Эти и другие товары свозились по узкой улочке, подходившей вплотную к зданию церкви. Это создавало шум, из-за которого даже приходилось прекращать богослужения.

    В этой связи прихожане и староста Троице-Задвинской церкви, купец Василий Алипьев подали в августе 1865 года прошение в Рижскую духовную консисторию о разрешении построить новый кирпичный храм на новом месте. Ходатайство поддержал архиепископ Рижский Платон (Городецкий). Однако городские власти под разными предлогами не давали разрешения. Переписка по данному поводу длилась более 20 лет.

    Изменение отношения к строительству в Задвинье нового храма началось с приездом в Ригу епископа Рижского Арсения. Его первое служение в Троице-Задвинской церкви состоялось 25 мая 1887 года. Храм находился в крайне обветшалом состоянии, и по сути с этого времени начинается ускоренное решение различных вопросов, связанных со строительством нового храма.

    Главной проблемой стал сбор средств на строительство. В числе первых благотворителей был Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал еще в самом начале строительства более тысячи рублей. Жертвовали прихожане и жители различных городов и мест.

    Проект будущей церкви и составление смет были разработаны в общих чертах опытным и талантливым архитектором И.Бауманом, который до этого спроектировал и построил около двадцати православных храмов. Но, к сожалению, он неожиданно скончался. Дальнейшую разработку проекта продолжил инженер Б.М. Эппингер. Строительство возглавили рижский купец второй гильдии Н.Воост и епархиальный архитектор А.Эдельсон. Художнику церковной живописи П.Зыкову были заказаны новые иконы и реставрация старых. Он же обязался выполнить внутреннюю отделку и наружную покраску стен. Строительный комитет особое внимание уделил внутреннему убранству церкви. Были заказаны киоты художественной резьбы по дереву. Изготовление иконостаса поручили известному в те годы талантливейшему мастеру иконостасных дел Н.Муравьеву.

    К этому времени уже был заключен контракт на покупку участка земли под строительство. Он находился на Лесной улице против Гагенсбергской пароходной пристани. Это место под постройку было освящено в августе 1891 года.

    До весны следующего года была закончена забивка шпунтовых и круглых свай, заливка фундамента. Торжества, связанные с закладкой храма состоялись 25 мая 1892 года. Строительные работы велись предельно быстро и качественно. К осени были возведены купола, освящен и поставлен на главный купол крест. Фактически возведение самого здания и обустройство церкви было завершено к весне 1895 года.

    Внешний вид храма, по словам очевидцев, вызывал восхищение. Самое благоприятное впечатление производила соразмерность архитектурных форм, устремленность ввысь куполов на разных уровнях. Средний купол был увенчан луковицеобразной формы главой, сплошь вызолоченной червонным золотом. На трехъярусной колокольне еще одна глава была покрыта червонным золотом. Впечатление усиливалось благодаря тщательности, с которой были выполнены все наружные работы — декор в стиле московского церковного зодчества и, конечно же, наружная окраска храма техникой альфреско в четыре светлых тона: розовый, сиреневый, бирюзовый и золотистый.

    Подстать внешнему виду были выполнены работы по внутреннему обустройству храма, где все было тщательно продумано. Фресковая живопись покрывала внутренние стены храма. Трехъярусный иконостас был выполнен выдающимся мастером М.Муравьевым. Резные колонны, карнизы, филенки, Царские врата — все было тончайшей художественной резьбы, которая накладывалась на светлый фон и покрывалась червонным золотом.

    Храм был освящен 6 ноября 1895 года.

    Настоятели

    Использованные материалы

    Редакция текста от: 11.04.2011 02:09:57

    "РИЖСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЗАДВИНЬЕ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google