Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БЕЛОГОРСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь
Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь
Белогорский мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы в с. Каменном Броде Урюпинской епархии

Женская община

Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом.

Владыка Иоанникий назначил старшей сестрой в период 1865-1867 гг. Пелагею Николаевну Водолагину мещанского происхождения из Дубовской женской общины и четырех сестер. Община сначала управлялась 12-ю выборными старшими сестрами. Сами общинницы числом до 60 человек жили в частном доме села Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезнойустроили домовую церковь - теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Богородицы "Всех Скорбящих Радосте". 5 октября 1865 года владыка Иоаникий прибыл в общину и освятил церковь.

Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 - 1868 годах.

08 декабря 1873 года император "завизировал" определения Св.Синода об утверждении женской общины в Каменном Броде.

16 января 1874 года Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

На третий год своего существования община уже начала кормить нищих. Для постных дней Персидские в речке Иловле на их участке ловить рыбу неводом. Кормили монахинь и свои пруды, также улов покупали у дубовских рыбаков. В жилом корпусе одна келья была выделена под мастерскую, где сестры учились золотошвейному делу и вязанию кружев. Из московской епархии прибыла монахиня, владеющая этим мастерством, и стала обучать сестер. Сестры обшивали и крестьян, ходили по селам и помогали бедным многодетным семьям.

В 1877 году во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый "отряд сердобольных монахинь" из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и белье для отправки раненым солдатам. А несколько сестер отправляются работать в Царицынский лазарет.

В 1880-х годах сестры обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей (последняя тоже была передана в трапезную для нищих), появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий - Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножья пещерной горы рядом с современным асфальтом сохранились остатки мощеной камнями так называемой "царской дороги", проложенной якобы для проезда на лечение "на воды" дочери Петра I, будущей императрицы Елизаветы, и других высоких особ.

На 1887 год здесь подвизаются 97 послушниц. А на 1889 - община насчитывает уже 101 послушницу. Увеличивалось число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей, - они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев.

С 1 января 1896 года насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству.

После строительства первых зданий приступили к сооружению Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Освятил храм 17 сентября 1895 года Саратовский епископ Николай.

В 1892 году здесь числились 1 монахиня и 95 послушниц; на 1897 год - соответственно 1 и 138.

В самом конце XIX века здесь проживали одна схимонахиня, одна монахиня и 147 послушниц.

Женский монастырь

Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 года.

В 1910-х годах число сестер достигло 170 человек. В школе на 1911 год обучались 19 девочек и 1 мальчик. Преподавание в ней велось по программе школ грамоты.

По страховой описи 1910 года в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений - ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы.

5 мая 1913 года указом правящего архиерея за № 263 благочинным монастыря был назначен ректор Саратовской духовной семинарии архимандрит Серафим, а духовником - иеромонах Георгий из Киновинной церкви Саратова.

Но больше всего он знаменит своими подземельями, которые представляют собой четырехъярусный лабиринт под самим монастырем и в меловой горе.

Разорение обители

После революции 1917 года обитель подвергалась налетам разбойничьих банд, осаждалась комсомольцами, устраивавшими здесь антирелигиозные митинги. Монастырское имущество было национализировано.

Чтобы продлить существование обители, насельницы организовали, как это часто происходило, сельскохозяйственную общину с названием "Артель усиленного труда". На июль 1923 года она даже имела устав, но сведений о ходе своей деятельности в подотдел кооперации Царицынского губернского земельного управления монахини не представляли.

Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 года. Монахини стали постепенно расходиться, кто куда.

Существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили, как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого то даже утопили в болоте.

В 30-е годы XX века монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов.

Когда в 1935 году мимо обители проходил маршем полк НКВД, то активисты донесли об этом. Но подошедших чекистов встретили пулемётным огнём с колокольни, они не смогли перелезть высокую стену и отошли. Поставив на меловых горах над обителью орудия, коммунисты обстреляли её и захватили, но нашли только офицерскую белоказачью форму. Подземные ходы они закидали гранатами.

На территории монастыря наблюдались периодические просадки грунта, на линии от монастырских зданий к пещерам в 1996-1997 годах проваливалась техника. За монастырским кладбищем также открылся провал, подразумевающий подземные пустоты.

Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря.

Во время войны здесь устроили госпиталь для тифозных больных, многие из которых умерли и были похоронены вблизи в братских могилах. Над монастырем на горе стояла зенитная батарея.

Уже после войны на территории обители в здании крестильни до 1959 года размещалась МТС с парком тракторов, в домах жили семьи работников, а в здании трапезной держали скот.

С 1959 года монастырь передали государственному конезаводу. Часть стены и зданий тогда растащили на кирпичи, другую часть снесли из-за ветхости.

Возрождение монастыря

Возрождение обители началось в 1991 году. Вместе с первым наместником Саввой (Кудиновым) в монастырь приехали два послушника. Весь монастырь тогда представлял из себя несколько еле отапливаемых комнат в полуразрушенном здании и покосившийся деревянный коровник.

С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды.

В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви "Всех Скорбящих Радосте", проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены.

С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви.

Настоятели и наместники

  • Смарагда (1868 - 1869) инокиня
  • Александра (Виноградова) (1869 - 1874)
  • Марина (Лобачева) (1875 - 1879)
  • Вера (1879 - ?) инокиня
  • Афанасия (? - 1893) мон.
  • Сусанна (1894 - 1898) мон.
  • Еннафа (упом. 1910-е годы) игум.
  • Волгоградские владыки (1991 - 5 октября 2011)
    • Савва (Кудинов) (5 августа 1991 - 21 августа 1995) иером.
    • Аристовул (Ивашиненко) (1995 - февраль 1996) иером.
    • Евстафий (Спирин) (февраль 1996 - август 1996) иером.
  • Елисей (Фомкин) (с 5 октября 2011)

Использованные материалы

Редакция текста от: 02.02.2014 08:14:52

"БЕЛОГОРСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google