Основные принципы и порядок их проведения относительно половой агрессии священнослужителей, документ, принятый Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей 6 сентября 2005 года
Полный текст документа [1]:
I. Введение
Обвинение в половом извращении священнослужителя или других представителей РПЦЗ вызывает серьёзную озабоченность Церкви и среди паствы и требует особого старания в расследовании, т.к. это может разрушительно повлиять как на духовное, так и на эмоциональное состояние претерпевших, их семей, друзей и общества в целом.
Церковь решительно осуждает любое половое извращение, особенно когда это касается детей, т.к. это разрушительно сказывается на самих претерпевших, так и на их семьях и обществе. Более того, такое поведение в нравственном отношении неприемлемо и подрывает авторитет Церкви и её служителей. Церковь понимает и сочувствует горю и страданиям пострадавших от насильственных действий сексуального характера и направляет все усилия, чтобы облегчить страдания и способствовать скорейшему уврачеванию всех нанесённых ран пострадавшим.
Церковь полагает, что весь клир следует Руководственным правилам для священнослужителей РПЦЗ (принято Архиерейским Собором 1956 г.) в их поведении. Церковь также стремится ограждать церковно-общественную жизнь своих членов от нарушений норм христианской морали.
Церковь обязуется действовать быстро, решительно и беспристрастно к каждому кого это затрагивает, чтобы установить достоверность обвинений и определить какие меры должны быть приняты против обвиняемого и предложить оказать поддержку как в духовном, так и в эмоциональном плане пострадавшему. Основные принципы, изложенные здесь, были одобрены и опубликованы Архиерейским Синодом РПЦЗ, чтобы Церковь могла ответить соответствующим образом на обвинения в половом извращении.
Эти основные принципы распространяются на клир Церкви, включая епископов, священников, монахов, диаконов, которые осуществляют своё служение на приходах, работают в школах и церковных учреждениях. Мы будем работать с начальствующими священнослужителей, монахов и монахинь, принадлежащих к монашеской общине и находящихся в подчинении у настоятеля (настоятельницы) или работадателя в церковном учреждении, в зависимости от обстоятельств; и исследовать любую ситуацию, которая может возникнуть. Это не значит, что обвинения против этих лиц будут рассматриваться менее серьезно, однако, непосредственная ответственность за них несут их духовное начальство или наниматели, хотя последнее слово остается за архиереем. Желая помочь пострадавшим от развратных действий и кто подвергая другим формам полового извращения и предупредить такие случаи в будущем, Архиерейский Синод РПЦЗ просит всех дать свои соображения как можно улучшить «Основные принципы», как лучше проводить постановление в жизнь, чтобы достичь желаемого результата.
II. Половая агрессия в отношении ребенка
А. Основные принципы
Церковь отнесётся к жалобе противоправного полового сношения на священника или клирика корректно, с сочувствием и соблюдением правил приличия. Что касается лиц, замешанных в деле будь-то жалобщик, клирик, на которого подана жалоба, и прихожане, семья, то ко всем должно относиться с соблюдением правил приличия и с любовью.Б. Линия поведения
Лица, которые хотят подать жалобу на епископа, священника или диакона, иподиакона, чтеца, старосту, обвиняя их в насильственных действиях сексуального порядка могут позвонить или написать в специально-устроенную при Епархиальном Управлении канцелярию по исследованию случаев половой агрессии – [адрес Епархии] – (если обращаетесь в письменном виде, пожалуйста, сообщите контактный телефон или адрес). Лицо, подающее жалобу, должно быть заверено, что к нему отнесутся с пониманием и он может рассчитывать на вежливый приём.В некоторых случаях сначала обращаются с жалобой к местному священнику или официальному лицу в школе или церковном учреждении. В таких случаях, лицо, получившее жалобу должен посоветовать лицу, подающему жалобу, что обвинение по делам несовершеннолетних и личность осведомителя держалось бы в секрете. Лицо, получившее жалобу рекомендует истцу непосредственно связаться с специально-устроенную при Епархиальном Управлении канцелярию по исследованию случаев половой агрессии. Истцу рекомендуют быть предельно откровенным с относящимся к делу информацией, чтобы своевременно оказать помощь пострадавшему.
В Церкви 3 судебных инстанции – Епархиальный духовный Суд, Суд Архиерейского Синода и Суд Собора Епископов.
Согласно "Положению о Церковном Суде", "Лица духовного звания подлежат церковному суду в случае совершения ими… уголовных преступлений, влекущих за собой церковное осуждение и наказание независимо от привлечений их к ответственности по гражданскому суду.
"Лица церковно-приходской администрации, как например, настоятель, церковный староста, члены церковно-приходских советов и ревизионных комиссий и другие ответственные лица из церковно-приходских организаций за совершённые ими неправильные или незаконные действия могут быть судимы Епархиальным Церковным Судом, если эти действия… наносят… моральный ущерб приходу… или отдельным лицам, обжаловавшим незаконные или неправильные действия церковно-приходской администрации перед церковной властью."
Во всех случаях, Церковь должна неуклонно соблюдать гражданское право, а также и каноническое право и "Положение о Церковном Суде". Церковь приложит все усилия исполнить правовые обязанности и уведомить соответствующие инстанции о поступившей жалобе. Лицо, подавшее жалобу на клирика будет поставлено в известность, какие другие соответствующие инстанции, помимо Церкви, для него открыты.
Все жалобы, поступающие в канцелярию рассматриваются с полной серьёзностью, даже если жалоба на клирика в начальной стадии кажется неправдоподобной. Несмотря на это, Церковь предпримет все разумные шаги рассмотреть поступившую жалобу. Анонимные и туманные без конкретных данных жалобы предельно трудно расследовать, а посему подающему жалобу рекомендуется давать определённую, подробную информацию.
Лицу, подающему жалобу, дают возможность изложить факты лично заведующему канцелярией по исследованию случаев половой агрессии, специально-устроенной при Епархиальном управлении, или соответствующему представителю Церкви. Лицо, подающее жалобу во время интервью, в качестве советника или для моральной поддержки, может пригласить члена семьи, друга, адвоката или доверенное лицо. Клирика уведомляют о поступившей на него жалобе.
Быстрое реагирование Церковью на жалобу не должно восприниматься как определение виновности клирика. Встреча по договорённости между клириком и представителем Церкви назначается на рассмотрение поступившей жалобы. При встрече может присутствовать со стороны клирика консультант, друг, член семьи, адвокат или доверенное лицо.
Если клирик признаёт свою вину, то его немедленно направляют к психологу, чтобы установить соответствующее лечение. Его также запрещают в священнослужении, и могут быть наложены другие ограничения. Ежели жалоба на клирика оказалась заслуживающей доверия, то пострадавшим предлагается пастырское окормление или профессиональная помощь на индивидуальной основе.
Если жалоба в начале расследования покажется правдоподобной или если выводы в начальной стадии расследования покажутся канцелярии неубедительными, то клирик может быть направлен на психиатрическое обследование. Клирик также временно может быть отстранён от дел на приходе и на него могут быть наложены другие ограничения.
Если клирик отстраняется от дел на приходе, то доверенных лиц от прихода уведомляют об этом и сообщают причину отстранения, дабы они могли, проявляя пастырскую чуткость, обратить внимание на нужды прихода или других церковных учреждений в связи с возникшей ситуацией. Решения относительно официальных заявлений должны быть сделаны в зависимости от конкретного случая, эти решения должны быть согласованы с лицом подавшим жалобу и правом клирика, против которого было возбуждено дело, и желание определить и оказать помощь лицам, пострадавшим от проступка. Если клирик пройдёт медицинскую экспертизу и получит результаты, основанные на рекомендациях специалистов, то он может быть направлен на лечение. Изложенные факты будут внесены в личное дело клирика. Оперативная картотека (личное дело) клирика будет учитываться при будущем его назначении.
Если в конечном итоге канцелярия решит, что жалоба является необоснованной, то клирику будет оказана поддержка, где и когда она будет нужна в свете страшных страданий клирика по ложному обвинению. Если клирик не был отстранён от служения любые официальные заявления будут зависеть от известности дела (скандала), и все пожелания клирика будут учтены. Если клирик был временно отстранён от служения и по установлении его невиновности после консультации с ним и выяснений его желаний, он будет восстановлен в сане.
Решение относительно последующего назначения клирика, уличенного в развратных действиях, зависит от конкретного случая. Последующее назначение на приход в редких случаях уместно, хотя в некоторых случаях он может осуществлять служение в рамках определённых ограничений и под наблюдением. Из-за сложных обстоятельств в каждом отдельном случае не может быть твердых и строгих правил о последующем назначении клирика на другой приход. Однако, когда такие решения рассматриваются несколько показателей принимаются во внимание при последующем назначении клирика. Среди таких факторов являются рекомендации специалиста (лечащего врача, психолога), отношение пострадавшего лица, а также и наличие вакансии.
III. Другие половые извращения
Все вышеизложенные меры остаются в силе, когда клирик обвиняется в половом извращении, где не затронуты дети. Опять-таки решающий фактор зависит от конкретного случая. Нужно оговориться, что предписание Церкви, что касается совращения малолетних, также относится к другим половым извращениям. И жалобы такого характера всегда должны сопровождаться состраданием, справедливостью и милосердием к обеим сторонам.
Жалобы и о других половых извращениях должны также направляться в канцелярию по исследованию случаев половой агрессии Епархиального управления.
IV. Насильственные действия сексуального порядка на приходах
Хотя Церковь пользуется духовным авторитетом над приходами, в соответствии с церковными канонами, у неё нет аналогичных прав, как у гражданского суда, а посему она не может навязывать свои предписания приходам, которые отказывают Церкви в рассмотрении обвинений и жалоб на половое извращение клириков или работников на данных приходах. Тем не менее, Церковь настаивает на внедрение этих предписаний во всех приходах и чтобы все поступающие жалобы о половых извращениях неукоснительно соблюдались в рамках этих предписаний.
[1] Приводится по: http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/smisconduct.html