Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЖЕРСОН ЖАН ШАРЛЬЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Жерсон, латинизир. Герсон (собственно Жан Шарлье, Charlier) (1363-1429), выдающийся франц. католический богослов и церковный деятель, doctor christianissimus.

Родился в набожной крестьянской семье в 1363; получил хорошее для своего времени классическое и богословское образование в Париже, где учился у Жиля Дешана и Пьера Альи и в 1392 получил степень доктора теологии, присвоив себе, согласно обычаю, фамилию Gerson – название родной его деревни.

В роли члена университетского посольства Жерсон является в 1387 к папе Клименту VII. Сперва профессор, потом канцлер Парижского ун-та – великого богословского семинария католического мира, признанного третейским судьей в церковных вопросах, Жерсон вовлекается в борьбу за реформу церкви.

Реформа школы – борьба с распущенной жизнью студенчества, умножение числа школ, улучшение преподавания – является второй задачей его жизни. На служение ей он употребляет свои силы и средства; ради нее он работает как проповедник и писатель.

Жерсон – еще не гуманист, но вся его натура, серьезная, трезвая и искренняя, протестовала против «пустых материй и упражнений» схоластической науки. Ему противны «ученые фантазеры, гоняющиеся за призраками, не понимающие ничего в религиозной и моральной правде...». «Научимся не столько спорить, сколько жить»- гласит заглавие одного из его сочинений. Эту мысль он проводит в большей части своих трудов, посвященных молодежи и науке («Epistola de reformatione theologiae», 1400; «Lectiones duae contra curiositatein in negotio fidei», 1402; «Epistola ad studientes collegii Navarrae», 1402; «Quid et qualiter studere debeat novus theologiae auditor»).

Человек ясной мысли, он вместе с тем мистик мягкого, спокойного, целомудренного типа. Мистические упражнения для него – глубокое, ответственное самонаблюдение, работа внутреннего совершенствования и любовного слияния с Богом и человечеством. Он недоверчиво относился к экзальтированным натурам, к эксцессам мистицизма; идя вразрез с настроениями значительной части современного общества, он предлагал осудить видения св. Биргитты, но защищал немецких мистиков – «братьев общей жизни», поставивших труд первой заповедью нравственного совершенствования.

В политической жизни он идеализировал монархию. Его замечательная речь «Vivat rex!» («Да здравствует король!»), произнесенная от имени университета в присутствии короля, дает яркую картину всех язв политической жизни Франции и зовет нацию к объединению вокруг короля.

Имя Жерсона тесно связано с прекращением церковного раскола. Борясь с мнением короля и видных светских и духовных лиц, он долго противился насильственному смещению авиньонского папы и предлагал достигнуть добровольного отречения всех существующих пап (via cessionis), а затем соглашения (via compromissionis).

Он не участвовал лично в Пизанском соборе, но на Констанцском соборе 1415 ему принадлежит инициатива знаменитой формулы: «Будучи вселенским собором, законно собранным во имя Духа Святого, мы представляем воинствующую церковь, которой каждый, какого бы звания и состояния он ни был, даже сам папа, обязан повиноваться во всех вопросах веры, искоренения схизмы и реформы церкви в главе и членах».

Эта теория верховенства собора над папой и признание, что «папа есть викарий Христа лишь в том случае, если он его достоин», определили важнейшие шаги собора и на известный срок – учение католической церкви. Она развита Жерсоном в сочинениях «De imitate ecclesiae» («О единстве Церкви»), «De auferibilitate papae ab ecclesia», «De potestate ecclesiatica et origine juris etc.» («О власти церковной и происхождении права»).

Торжество бургундской партии, надолго закрыло Жерсону возврат во Францию. Прожив несколько лет в Австрии (он отклонил кафедру богословия, предложенную ему в Вене), он по смерти Иоанна Бесстрашного пробирается на родину.

Последние 10 лет его жизни прошли в тиши монастыря в Лионе. Здесь истратил он на школы последние остатки своего состояния и написал большинство мистических своих трактатов. Здесь, где чтили его как святого, он и скончался в 1429.

Лучшее издание его сочинений вышло в Антверпене в 1706: Johannis Gersoni opera omnia.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Редакция текста от: 26.11.2005 09:22:12

"ЖЕРСОН ЖАН ШАРЛЬЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google