К.П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. (ГТГ) |
Родился 12 декабря 1799 в Санкт-Петербурге. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло.
Протестант (до 1822 года - масон).
В 1809 - 1821 годах учился в Императорской Академии Художеств у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1821 году за дипломную работу "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени.
В 1822 - 1835 годах - пенсионер Общества поощрения художников в Италии. Живя в Риме, писал картины на мифологические и литературные сюжеты и бытовые сцены из итальянской жизни.
В 1836 - 1849 годах преподавал в Императорской Академии Художеств, с 1846 года - профессор 1-й степени.
Из учеников Брюллова получили известность: жанрист П.А. Федотов, Ф.А. Моллер, Я.Ф. Капков и Т.Г. Шевченко; способствовал освобождению последнего от крепостной зависимости.
С 1849 года жил на острове Мадейра, с весны 1850 года - в Италии.
Скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана, близ Рима.
Творчество
Жанровая, историческая, портретная живопись
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ) |
Для исторических картин Брюллова характерен поиск "большой темы", которую он видел в подлинных исторических событиях.
Полотно "Последний день Помпеи" (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.
К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ) |
Незаконченной осталась начатая в 1839 году монументальная картина на сюжет из русской истории "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (ГТГ).
Портретное наследие Брюллова можно разделить на две группы - парадные и камерные.
В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине "Всадница" (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой.
Идеально возвышен образ Самойловой в работе "Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком" (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи "Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" (1830, ГРМ).
В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, "Портрет Н. В. Кукольника" (1836, ГТГ).
В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются "Автопортрет" (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).
Религиозная живопись
К.П. Брюллов. Взятие Божией Матери на небо. Не позднее 1842 г. (ГРМ) |
В Троицком соборе Троице-Сергиевой пустыни на горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный академиком в 1840 году.
Для Преображенской церкви на Аптекарском острове Брюлловым были написаны "на золотом фоне" иконы для трехъярусного иконостаса - "Спаситель" и "Божия Матерь с предвечным Младенцем", он же - автор фигур евангелистов в парусах храма.
В 1843 - 1847 годах Брюллов выполнял живописные работы для Исаакиевского собора (завершил художник П.В. Басин). Большинство эскизов, картонов для стенной живописи и плафона хранятся в Государственном Русском Музее и Третьяковской Галерее.
Для Казанского собора он написал "Взятие Божией Матери на небо" (не позднее 1842, ГРМ).
Славянофил Ф.В. Чижов замечал:
Богослов и иконописец Л.А. Успенский оценивал опыты Брюллова в иконописи как произведения "художника-римокатолика" [4].
К.П. Брюллов. Распятие. 1838 г. (ГРМ) |
Святитель писал художнику в 1848 году:
Литература
- Лясковская О., К. Брюллов. М.; Л., 1940
- Петров В.Н., К. Брюллов. М., 1940
- К. П. Брюллов в письмах, док-тах и восп. современников / Сост. Н. Г. Машковцев. М., 1952
- Ацаркина Э., К.П. Брюллов. М., 1963
- Корнилова А.В., К. Брюллов в Петербурге. Л., 1976
- Леонтьева Г.К., К. Брюллов. Л., 1983
- Алленова О., Карл Брюллов: Альбом / О. Алленова, М. Алленов. М., 2000.
Использованные материалы
- Топурия Н. А., "Брюллов Карл Павлович", Православная энциклопедия, Т. 6, С. 282:
- Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. - М.: Паломник, 2011, с. 593-596 (Письмо свт. Игнатия к К.П. Брюллову и комментарий к нему И.А. Виноградова)
[1] Ацаркина Э., К.П. Брюллов. М., 1963: http://lib.vkarp.com/2012/03/16/э-ацаркина-брюллов/
[2] Гоголь Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.]. Т.8. Статьи. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1952, с. 109, 110: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-107-.htm
[3] <Чижов Ф.В.>, О иконопочитании. (С одобрения духовной цензуры) // Москвитянин. 1846. Т.7. С. 117-119. Цит. по: Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. - М.: Паломник, 2011, с. 595-596 (комментарий И.А. Виноградова к письму свт. Игнатия к К.П. Брюллову).
[4] Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви. Изд. 2-е. - М.: ДАРЪ, 2008, с. 315.
[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496