Неде́ля - древнейший праздник Церкви Христовой; церковнославянское и наиболее расхожее в славянских языках название воскресного дня.
Этимология
Неделей воскресный день стал называться у славян после внедрения Христианства, т.к. в этот день ничего не следует делать, а только отдыхать и молиться. На начало XXI века это название используется в белорусском, болгарском, польском, сербском, словенском, украинском, хорватском, чешском. Русское название воскресенье указывает на содержание и причину праздника совершаемого в этот день - Воскресения Христова.
История установления праздника
Со времени создания Церкви Христовой, первый день седмицы стал праздничным как день празднования Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют древние церковные и нецерковные писатели.
20 марта 321 года был издан указ императора Константина Великого о праздновании воскресного дня в Римской империи. Таким образом равноапостольный царь узаконил праздник на государственном уровне, чтобы всё население, включая и язычников, уважало этот праздник.
При распространении праздника к славянам праздник получил название недели.
В народных славянских сказаниях "Неделя" иногда олицетворялась в женском роде. В сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких святая Неделька часто является действующим лицом и помогает странствующим героям и героиням своими мудрыми советами и сверхъестественными дарами; так в одной сказке св. Неделька дает молодцу волшебного коня. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее суеверное почитание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа [1].
В честь дня Господня давались христианские имена Кириак и Кириакия, в слав. переводах - Неделя.
Использованные материалы
- И. Л., "Воскресенье," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- "20 марта 321 года издан указ императора Константина Великого о праздновании воскресного дня," страница официального сайта Нижегородской епархии, 20 марта 2012:
[1] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. 1865, Том I - ftp://lib.haibane.ru/Мифология/aphanasiev - поэтические возз...pdf