Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕДЕЛЯ

Перенаправлено со статьи "ВОСКРЕСЕНЬЕ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Неде́ля - древнейший праздник Церкви Христовой; церковнославянское и наиболее расхожее в славянских языках название воскресного дня.

О семидневном периоде времени см. ст. седмица; о распространенном особенно у греков и южных славян женском имени см ст. Кириакия

Этимология

Неделей воскресный день стал называться у славян после внедрения Христианства, т.к. в этот день ничего не следует делать, а только отдыхать и молиться. На начало XXI века это название используется в белорусском, болгарском, польском, сербском, словенском, украинском, хорватском, чешском. Русское название воскресенье указывает на содержание и причину праздника совершаемого в этот день - Воскресения Христова.

История установления праздника

Со времени создания Церкви Христовой, первый день седмицы стал праздничным как день празднования Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют древние церковные и нецерковные писатели.

20 марта 321 года был издан указ императора Константина Великого о праздновании воскресного дня в Римской империи. Таким образом равноапостольный царь узаконил праздник на государственном уровне, чтобы всё население, включая и язычников, уважало этот праздник.

При распространении праздника к славянам праздник получил название недели.

В народных славянских сказаниях "Неделя" иногда олицетворялась в женском роде. В сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких святая Неделька часто является действующим лицом и помогает странствующим героям и героиням своими мудрыми советами и сверхъестественными дарами; так в одной сказке св. Неделька дает молодцу волшебного коня. В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее суеверное почитание "Недели" и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа [1].

В честь дня Господня давались христианские имена Кириак и Кириакия, в слав. переводах - Неделя.

Использованные материалы



[1]  Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. 1865, Том I - ftp://lib.haibane.ru/Мифология/aphanasiev - поэтические возз...pdf

Редакция текста от: 23.01.2017 21:09:22

"НЕДЕЛЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google