Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СУКЛЕМСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Предметы из утраченного Суклёмского монастыря. Упоровский краеведческий музей. Нач. 2010-х гг.
Предметы из утраченного Суклёмского монастыря. Упоровский краеведческий музей. Нач. 2010-х гг.
Мужской монастырь во имя Пресвятой Троицы близ деревни Суклём (Ковриженская община) (недейств.)

Находился близ деревни Суклём Ялуторовского уезда, на низменной равнине, окруженной с трех сторон речкой Емуртлой. Троицкий храм был построен на высоком, совершенно гладком, кругообразном холме, откуда община и получила в народе название "Ковриженской" или "Коврижки".

Своим появлением община обязана старцу Никону, о первоначальной жизни которого точных сведений не осталось. Известно, что он принадлежал к жителям деревни Чистовки Кизакской волости Ялуторовского уезда. В 1897 году старец Никон прибыл в деревню Суклём, где занимался разного вида работами: рубкой леса, строительством срубов для домов, бань и прочего. Всегда заботясь о выполнении принятой работы, он никогда не думал о плате за свой труд, а брал только то, что составляло его пропитание за день. Добросовестное отношение к делу и полное бескорыстие сразу обратили на него внимание жителей. Он имел какой-то особенный вид: необыкновенно кроткий, приветливый, с детской улыбкой на устах, он невольно привлекал к себе сердце каждого. В летнее время он иногда пас скот. В один из таких дней Никон пошёл в лес, чтобы найти более удобное место для пастбища. Пройдя значительное расстояние, он вышел к холму, который представлял собой небольшую ровную площадку, возвышавшуюся над местностью. Глубокие дебри окружали его. Густой лес, поднимавшийся на поверхности симметрично расставленных гор, протягивал к небу свои шумящие вершины. На всё это разливало свои золотисто-сверкающие лучи ласковое солнце. Любуясь первобытной красотой местности, старец пришёл в неизъяснимый восторг. С тех пор какая-то сила влекла его сюда, и он всё чаще стал посещать найденное им место. Однажды во сне он увидел как множество икон, сопровождаемых невыразимо дивным пением, спускаются на это место, а до слуха доносится тихий звон колоколов. Умилённый чудным сновидением он решил построить здесь жильё. Но прежде чем поселиться здесь, нужно было получить разрешение общества, которому принадлежало место. Получив такое разрешение, в 1899 году старец поселился в выкопанной им землянке. Живя здесь, он занимался ловлей рыбы, вязанием сетей, точением верётен крестьянам. В полном одиночестве старец прошил один год.

В 1900 году к нему присоединился один странник по имени Михаил, из крестьян села Ниже-Острожного Иркутской губернии. После к ним пришло ещё несколько лиц, ищущих уединения, таким образом, число пришельцев увеличилось до пяти.

Жизнь их, кроме молитвы, была наполнена разными видами работ, как по устройству себе жилищ, так и для приобретения себе пропитания. Чтобы сходиться на общую молитву они решили поставить себе часовню. Прежде всего под неё нужно было отвести под неё десятину земли. Крестьянское общество, от которого это зависело, имело далеко недостаточный земельный надел даже для своих нужд. Но нашлись люди, которые энергично взялись за дело и помогли в приобретении места для часовни.

Заручившись землёй и согласием общества, члены общины возбудили ходатайство перед Тобольской духовной консисторией о разрешении построить часовню. В 1902 году разрешение было получено, а в 1903 году часовня была построена.

Но пошла молва, что пришельцы будто бы живут не для спасения собственных душ, а для чувственных наслаждений и производят соблазн среди ближайших жителей. Молва не замедлила дойти до начальства, которое издало распоряжение об удалении общины, часовню же было велено закрыть.

Вскоре всякие сомнения людей рассеялись, обнаружилась ложь людских показаний. Отшельники опять собрались на прежнее место. Старцы ходатайствовали пред епископом Тобольским Антонием (Каржавиным) о назначении им настоятеля. Владыка обещал удовлетворить их просьбу.

В 1906 году, во время поездки по епархии, епископ Антоний лично посетил общину и подтвердил своё обещание.

В 1907 году был назначен настоятель общины, им стал казначей Абалакского Знаменского монастыря иеромонах Никита. Он первым делом взялся за постройку алтаря к часовне, без которого нельзя было совершать литургию. По окончании постройки церкви он вздумал по примеру прежних лет походить по святым местам, но не вернулся. Известие о его праведной кончине пришло из Соловецкой обители.

К 1930-м годам община владела богатыми угодьями, пчелиными пасеками и разной живностью. На молитвенное богослужение стекались паломники со всей округи. Обитель стала известной не только в окрестностях, но и далеко за её пределами. Большое внимание община уделяла благотворительности, обновляя старые вещи и снабжая продуктами питания всех нуждающихся и голодных.

Также монастырь был знаменит святым источником, находившимся в нескольких стах метрах (сохранился до начала 2010-х годов).

После закрытия в 1937 году, монастырь использовался под приют для детей, а затем под Дом престарелых. Он очень быстро пришёл в упадок и к 1940 году на этом месте остались лишь развалины.

К 1960 году было разграблено всё, вплоть до фундамента.

В краеведческом музее села Упорово находятся сохранившиеся монастырские иконы, распятие и книга для богослужений.

В 2000-х годах на месте исчезнувшего монастыря был воздвигнут поклонный крест [1].

Храмы обители

  • Троицкий храм, каменный, располагался на высоком совершенно гладком холме; от храма имелся подземный ход на другой берег реки
  • Вознесенский храм, деревянный, находился у подножия холма, чуть ближе к реке
  • часовня, на монашеском погосте

Вокруг возвышенности размещались жилые и хозяйственные постройки из одного и двух этажей.

Настоятели

  • Никон (1899 - ?)
  • Никита (1907 - упом. 1915 [2]) игум.

Насельники

Литература

  • Гребенщикова Л.Г., История святой "Коврижки"
  • Курмачев В.А., Суклемская монашеская община и её история. - Тюмень: МИ «РУТРА». - 2000. - 56 с.

Использованные материалы

  • Каюков Петр, "Свято-Троицкая Суклемская церковь Большаковского прихода (Ковриженская община)" // Тобольские епархиальные ведомости - 1911. - № 22. - С. 506-509.
  • "Страницы нашей истории – появление деревень, слобод, первых районов", страница официального сайта Упоровского муниципального района Тюменской области



[1]  Подъянов Сергей, "Спустя 68 лет" // Сибирская Православная Газета: http://www.ihtus.ru/hi28.shtml

[2]  Смирнов Д., протоиерей. Дневник путешествия Его Преосвященства по обозрению им с 12 июня до 1 июля сего 1915 г. церквей Курганского и Ялуторовского уездов // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 29, отд. неофиц. С. 434.

[3]  http://providenie.narod.ru/0000134.html

Редакция текста от: 02.03.2016 10:35:50

"СУКЛЕМСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google