Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОРШИН ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вознесенский собор Оршина монастыря
Вознесенский собор Оршина монастыря
Собор в честь Вознесения Господня в Вознесенском Оршине монастыре.

Первый деревянный храм в честь Вознесения Господня в Оршине монастыре был возведен в XV веке, во времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича.

В середине XVI века при архимандрите Геннадии строится новый каменный величественный пятиглавый соборный храм Вознесения Господня, который был освящен 2 ноября 1567 года святителем Варсонофием Тверским.

В 1603 году и 1611 году монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами, в связи с чем собор дважды освящали в 1610 и 1613 годах.

К концу XVIII века собор утратил четыре боковые главы, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. В 1846 году в соборе кирпичный пол заменили деревянным и сделали новый иконостас. В 1854-1862 годах к собору с запада была пристроена трапезная с двумя приделами, освещенными в 1862 году, а также колокольня. В 1887-1893 годах собор внутри оштукатурили и расписали. В 1903 году барабан собора увенчали новой главой. В 1910 году архитектор А.П. Федоров выполнил проект четырех малых глав собора, однако он был отклонен Московским археологическим обществом "как искажающий древний храм".

В 1919 году монастырь был закрыт, а собор сделали зернохранилищем. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, и собор сильно пострадали от снарядов.

Собор к середине XX века дошёл с большими утратами. В 1968 году под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера начались исследовательские и реставрационные работы по собору. Сохранявшийся от первоначальных фресок собора фрагмент с изображением св. Онуфрия в орнаментальном обрамлении (располагался на стене центрального алтаря) в 1970-х годах был демонтирован и передан в ТОКГ.

В 1992 году, после открытия монастыря, исследовательские и реставрационные работы продолжились под руководством архитектора Н.Г. Зачёсовой.

В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора.

На 2012 год монастырь продолжает восстанавливаться. В древней части собора, где чудом сохранились стенные росписи, уже начались богослужения.

Архитектура

Собор - замечательный памятник тверского зодчества середины XVI века, один из древнейших сохранившихся монастырских соборов Тверской области. Его архитектура отвечает характеру общерусского художественного развития, хотя и обладает целым рядом своеобразных местных особенностей. Возведен из кирпича, с цоколем и отдельными деталями из белого камня, снаружи покрыт тонкой обмазкой и побелкой. Трапезная, выстроенная из кирпича и облицованная снаружи белым камнем и кирпичная, оштукатуренная колокольня характерны для периода эклектики, в колокольне преобладают черты русского стиля.

Древний собор - крестовокупольный, первоначально пятиглавый, трехапсидный храм с подцерковьем. Основной кубический объем в два света, с несколько пониженными и уплощенными апсидами, слабо выступающими с востока, выглядит подчеркнуто внушительно и монументально, несмотря на свои сравнительно небольшие размеры. Венчает собор над поздним четырехскатным покрытием крупный цилиндрический барабан с большой луковичной главой. Сдвинутый от центра к востоку барабан прежде окружали четыре малых световых барабана с низкими шлемовидными покрытиями, поставленные над углами объема. С западной стороны к храму примыкает чуть более узкая пониженная почти квадратная в плане трапезная, покрытая на два ската. Двухъярусная шатровая колокольня, поставленная на продольной оси вплотную к западному фасаду трапезной, расширена с юга и севера невысокими боковыми объемами. Ее нижний ярус-четверик несет восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный стройным деревянным шатром каркасной конструкции с главкой на тонкой шейке.

В фасадном декоре храма, довольно типичном для середины XVI века, ощущается влияние столицы. По традиции фасады разделены лопатками на три прясла различной ширины (среднее - самое широкое) и завершены полуциркульными закомарами. Над высоким цоколем - профилированный пояс с полуваликами, двойной профилированный карниз отделяет прясла стен от закомар с архивольтами. Более простой карниз проходит по верху апсид, разделенных прямоугольными столбиками. Оригинален перелом восточных лопаток на боковых фасадах: в нижней части они проходят по краям апсид, а в верхней, более короткой - по углам четверика. Все фасады, кроме восточного, в центре средних прясел имели арочные входы с перспективными порталами. В первоначальном виде сохранился лишь южный портал, северный восстановлен при реставрации, а западный стесан во время пристройки трапезной. Порталы состоят из трех колонок с каждой стороны, разделенных уступами, имеют белокаменные резные капители и дыньки, завершены пологими архивольтами.

Арочные окна (большая часть их растесана) заключены в рамочные наличники с уступами и валиком, имеющим перехваты, некоторые из них сохранили килевидные завершения. В средних закомарах помещены круглые проемы в белокаменных рамках, ведущие свое происхождение от построек итальянских мастеров в Москве. Интересны щелевидные отверстия (ныне заложенные) с городчатыми завершениями на восточной лопатке северной стены, на восточном прясле южной стены и в центральной апсиде. В основании барабана сохранились полукруглые кокошники, над которыми некогда размещались кокошники меньших размеров, выполненные из дерева. Барабан прорезан восемью щелевидными арочными окнами, перемычки их включены в аркатурный пояс, проходящий под профилированным карнизом. Над карнизом помещен пояс ступенчатых зубцов.

Декор трапезной и колокольни довольно скуп. Объемы на углах закреплены лопатками. В трапезной арочные окна оформлены рамочными наличниками, под карнизом проходит аркатурный пояс. Фасады колокольни, также с арочными проемами, украшены прямоугольными филенками. В основании шатра - килевидные кокошники.

Внутри собора четыре мощных широко расставленных крещатых столба несут коробовые своды рукавов креста, слитые с подпружными арками. Переход к центральному световому барабану осуществлен при помощи парусов. Угловые ячейки сохранили световые кольца малых барабанов, поставленных над ними с помощью парусов, а в западной паре - также с дополнительными арками. Западные световые главы возвышались над хорами, где находился придел Рождества Иоанна Предтечи. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. У столбов имеются высокие постаменты и карнизы из полочек, которыми отмечены также пяты подпружных арок, основание барабана и его подоконная часть. Своеобразна высокая алтарная преграда между восточными столбами и боковыми стенами с арочными проемами в центральный и боковые алтари. В трапезной два крещатых столба, сдвинутых к востоку, поддерживают при помощи подпружных арок коробовые своды с распалубками в основном пространстве центрального нефа и в боковых нефах. Восточная часть центрального нефа завершена крестовым сводом. Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Лестница на ярус звона расположена в северном помещении, сообщающимся с первым ярусом колокольни.

В соборе сохранилась масляная стенопись в духе академизма (в настоящее время частично забелена). В куполе изображен Саваоф, на стенах барабана между окнами - архангелы, а под окнами - Христос на троне, Иоанн Предтеча, апостолы и другие святые, на парусах - евангелисты. На столбах и стенах храма в два яруса расположены фигуры святых, а на западной стене также отдельные композиции. На подпружных арках по сторонам центрального барабана сохранились фрагменты орнамента типа "плетенки". От высокого иконостаса, который установили перед алтарной преградой, как предполагают во второй половине XVII века, сохранились два тябла, расписанные растительным орнаментом.

Использованные материалы

  • "Орша - Собор Вознесения Оршина Вознесенского Монастыря," страница сайта Православные храмы Тверской земли:
  • "Орша. Собор Вознесения Господня," - страница Народного каталога православной архитектуры:

Редакция текста от: 04.03.2013 16:06:51

"ОРШИН ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google