Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАВИД ДВИНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Давид Двинский, Армянский (+ ок. 703), мученик

Память 23 декабря

Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя.

Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.

Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался [1].

Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе [2] на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. [3] перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.

В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.

Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.

Литература

  • «Армянские жития и мученичества» Ереван, 1994;
  • Thomas J. Hulber. Saint Herman Calendar 2000. P. 85;
  • Статья «Армянская Апостольская Церковь»; «Православная энциклопедия». Т.3. М., 2001. С. 329-355

Использованные материалы



[1]  «История Армении» католикоса Ованеса Драсханакертци, с. 92.

[2]  Грузино-армянские литературные связи в IX—X вв. Исследование и тексты. Тбилиси, 1944. с. 167

[3]  описание рукописи см.: Н. Марр. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. Часть первая. Описание пяти пергаменных рукописей. ЗВОРА, т. XII, СПб.. 1901

Редакция текста от: 04.01.2013 09:23:52

"ДАВИД ДВИНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google