Прп. Илия Пещерник |
Память 11 сентября (Греч. [1]) и в Соборе Ахайских святых (Греч.)
Родился в 860 или 864 году в Ригии в Калабрии (ныне Реджо-ди-Калабри в южной части Италии, против Мессины, что на северо-восточном берегу Сицилии), в благочестивой семье Петра и Леонтии и хотел стать монахом. С ранних лет он изучал Священное Писание и жития святых. Его прозвали одноруким, поскольку однажды он повредил руку, а неумелый врач так лечил его, что пальцы перестали действовать.
Прп. Илия Пещерник |
Илия скорбел о потере своего друга. Выйдя к морю, он нашел корабль, который следовал в Италию и прибыл в Рим. Там он поселился в маленькой избушке, претерпевая голод, жажду и холод. Вместе с ним подвизался монах Игнатий, который наставил Илию в монашеской жизни, а затем отправил своего ученика на родину.
Вернувшись в Каламбрию стал послушником святого человека Арсения, отличавшегося строгой монашеской жизнью. Святой принял монашество в 19 лет. Вместе с Арсением Илия сначала подвизался в метохе монастыря святого Лукии, называемом Миндинон, неподалеку от Ригии, а затем при церкви мч. Евстратия близ деревни Армы.
В 888 году, спасаясь от набега арабов [2], они переселились в Патры, в Грецию, где продолжали свои аскетические подвиги. Их восьмилетнее пребывание там было отмечено множеством чудес (например, была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, епископ Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их.
В Ригии Илия и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава о преподобном Илии Калабрийском, который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на Илию Пещерника. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 году [3] его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.
После кончины своих учителей Илия Пещерник и Даниил встретились в монастыре Илии Калабрийского в Салинах. Илия прожил там некоторое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда Илия после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и другим монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали библиотеку.
Илия Пещерник совершил много чудес. Однажды в бочку, где было вино для совершения Литургии, залилась дождевая вода. Все были в смущении, но по молитве святого, вино в бочке оказалось еще лучше, чем было прежде. Он усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников Илии Пещерника, в частности Луки Фалакра, который известен и по иным источникам [4]. Одно из чудес прп. Илии было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 годах, святой предсказал гибель восставшего патриция Виталоне.
Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, он не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 августа). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь.
Скончался 11 сентября 956 или 960 года в Меликукке, Калабрия, в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. Его преставление ознаменовалось многими чудесами. Многие ученики видели во сне святого, облаченного в белую одежду.
По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий.
Почитание
Возникновение почитания Илии Пещерника относится к XI веку, сведения о нем содержатся в Житии св. Луки из Изола-ди-Капо-Риццуто (1035-1114) [5]. По всей видимости, мощи Илии Пещерника были утрачены вскоре после появления Жития, по крайней мере в источниках XV века о них ничего не сообщается [6]. Мощи были чудесным образом обретены 2 августа 1747 года. Его глава находится в городке Семинара (Seminara), рядом с Реджо-ди-Калабри.
Основным источником сведений об преподобном Илии Пещернике является греч. Житие [7], которое сохранилось в уникальной рукописи нач. XIV века, созданной скевофилаксом монастыря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сентября по май [8]. Житие было составлено после 984 года [9]. Имя агиографа не названо, однако из текста памятника можно сделать вывод, что он лично знал прп. Илию, присоединившись к братии монастыря, когда святой был уже в весьма преклонном возрасте (повествование ведется от первого лица в гл. 96 и сохранились авторские ремарки в главах 2, 61-68). Возможно, он был третьим настоятелем монастыря, основанного Илией Пещерником [10], а Житие было написано в самом начале XI века Согласно лат. версии Жития и Чудес [11], имя автора греч. версии, с которой был выполнен перевод, - Кириак. Перевод был сделан по заказу настоятеля монастыря св. Евфимии Роберта де Гранмениля между 1060 и 1082 годами, но перевод, возможно, ближе к архетипу, чем сохранившаяся греческая версия [12]. В состав рукописи XI-XII веков вошли поздний итальянский перевод Жития и два канона (один анонимный, другой составлен Кириаком, который может быть отождествлен с Кириаком, упомянутым в лат. версии).
Литература
- BHG, N 581;
- BHL, N 3798b-c;
- AHG. T. 1. P. 185-210 (can. 16-17), 428-431;
- Saletta V. Vita di s. Elia Speleota secondo il codice Cryptense B. B. XVII // Studi meridionali. R., 1970. Anno 3. P. 445-453; 1971. Anno 4. P. 272-315; 1972. Anno 5. P. 61-96 [итал. версия];
- Strazzeri M. V. Una traduzione dal Greco ad uso dei Normanni: La Vita latina di Sant'Elia lo Speleota // Archivio Storico per la Calabria e la Lucania. R., 1992. Anno 59. P. 1-108 [лат. версия] (rev.: Dolbeau Fr. // Bull. du Cange: Archivum Latinitatis medii aevi. P., 1997. Vol. 55. P. 334-335);
- ActaSS. Sept. T. 3. P. 848-888 [греч. версия].
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 429, 581;
- Costa-Louillet G. V., da. Saints de Sicile et d'Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles // Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173;
- Schirò G. Testimonianza innografica dell'attività scriptoria di S. Elia lo Speleota // ByzF. 1967. Bd. 2. S. 313-317;
- Janin R. Élie le Spéléote // DHGE. T. 15. Col. 197;
- Matino G. La lingua della «Vita di s. Elia lo Speleota»: Contributo all'agiografia greca dell'Italia Meridionale // Campania sacra. Napoli, 1979. Vol. 10. P. 19-33;
- idem. Stratigrafia linguistica nella «Vita di s. Elia lo speleota»// JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 237-245;
- Howe J. M. Elias Speleotes // ODB. Vol. 1. P. 687;
- Abrahamse D. On the Afterlife of Italo-Greek Saints' Lives // ByzF. 1994. Bd. 20. S. 59-71;
- Yannopoulos P. La Grèce dans la Vie de S. Elie le Jeune et dans celle de S. Elie le Spéléote // Byz. 1994. Vol. 64. N 1. P. 193-221;
- Russo Fr. Elia Speleota // BiblSS. T. 4. Col. 1052-1053;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 167;
- Martino P. S. Elia Speleota e il santuario delle Grotte presso Melicuccа: Notizie storiche. Villa S. Giovanni, 2000;
- Caruso St. Sulla cronologia della vita di S. Elia Speleota da Reggio // Byz. 2000. Vol. 70. N 1. P. 25-56;
- idem. Una sorta di «Confronto all'Americana» ante litteram nel Bìos di S. Elia Speleota da Reggio (BHG, N 581) // Pan: Studi dell'Instituto di Filologia Latina. Palermo, 2001. Vol. 18/19. P. 91-100;
- idem. La χώρα Σαλινῶν nell'agiografia storica italo-greca // Ad contemplandam sapientiam: Studi di Filologia, Letteratura, Storia in memoria di S. Leanza. Soveria Mannelli, 2004. P. 55-96;
- Musolino G. Santi eremiti italogreci: Grotte e chiese rupestri in Calabria. Soveria Mannelli, 2002. P. 127-132;
- Minuto D. In margine alle Vite di due Santi Elia // ῾Ελληνικά Μνύματα: Rassegna di cultura e attualità / Communità Ellenica di Napoli e Campana. N. S. Napoli, 2002. N 6. P. 48-54.
Использованные материалы
- Артюхова Т. А., Луховицкий Л. В. "Илия Спилеот" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 316-317:
- Страница православной паломнической службы при русского Болонского Васильевского храма Паломничество по святым местам Италии:
[1] "Όσιοι Ηλίας ο Σπηλαιώτης και Αρσένιος", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): http://www.saint.gr/4065/saint.aspx;
[2] Caruso. 2004. P. 80. N 138
[3] Caruso. 2004. P. 81. N 145
[4] BHL, N 4978; подробнее см.: Caruso. 2004. P. 84-87
[5] BHG, N 2237; Schirò G. Vita di S. Luca, vescovo di Isola Capo Rizzuto. Palermo, 1954. P. 8-124
[6] Musolino. 2002. P. 127-128
[7] BHG, N 581
[8] Delehaye H. Catalogus codd. hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc Bibliothecae Universitatis Messanensis // AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 41-47
[9] Caruso. 2001. P. 91. N 1
[10] Caruso. 2004. P. 89, 94-95
[11] BHL, N 3798b и 3798c соответственно дошли в рукописи XII в.
[12] Caruso. 2001. P. 98-100