Вахагн (Ваагн), армянский языческий бог грозы и молнии.
Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море. К рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился Вахагн - юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, Вахагн вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет "Вишапаках" - "вишапоборец") и побеждает их.
Возлюбленной Вахагна считалась богиня Астхик.
Миф о Вахагне сложился, вероятно, в середине I-го тысячелетия до н. э. на основе индоиранских мифов о грозовых божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов. В истоке этимологии имени Вахагн - эпитет Индры "Вритрахан" ("убийца Вритры."). Борьба Вахагна с вишапами -"грозовая борьба" бога против злой персонификации бури, смерча или грозовых облаков (вишападемона). В истоке мифа - распространённый мифологический мотив о борьбе между хаосом и космосом.
В эллинистическую эпоху Вахагн отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, Вахагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шел со своей добычей по небу, он ронял на своем пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по армянски называемый "дорога соломокрада"). По иной версии, Вахагн - не бог, а сын царя Тиграна-вишапоборца, убившего Аждахака.
В честь Вахагна были построены храмы в Аштишате, в Ахевакане, Малом Ахбаке (ныне в Турции).
Культ Вахагна в Армении был упразднён св. Григорием Просветителем, повелевшим разрушить главный храм, посвящённый этому божеству, в Аштишате.
Использованные материалы
- Агатангелос. История Армении.
- Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелитинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Стр. 117, ст. 'Вахагн'.