Домовые храмы, в отличие от храмов приходских, обычно предназначаются для ограниченного круга лиц (напр., семейного) и располагались не в отдельном строении, а в одном из помещений (комнат) дома.
Устройство домовых церквей для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто, имея усердие к храму Божию, не может посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам, разрешается епархиальным архиереем, а в столицах — Св. Синодом. Существование домовой церкви допускалось только до кончины лица, для которого учреждение ее дозволено; после кончины его все принадлежности домовой церкви обращаются в собственность церкви приходской, если не состоится новое разрешение.
Императором Петром I устройство домовых церквей вовсе запрещалось; в 1722 (12 апреля) и 1723 (5 октября) Св. Синодом дозволено было «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». В 1762 было вновь разрешено иметь домовые церкви.