Терапевты, религиозно-аскетическое общество, возникшее во II в. до н.э. среди александрийских иудеев, быть может под влиянием иудейско-александрийской религиозной философии.
Название θεραπευται они получили, по Филону, от глагола θεραπευω — «или за искусство врачевания, которое исцеляет душу, или за почитание того Существа, которое лучше самого добра». Учение терапевтов несколько напоминает учение других иудейских сектантов — ессеев. Терапевты — иудеи, не выделявшиеся от прочих и не отвергнутые иудейским обществом, как ессеи.
При самом вступлении на подвиг благочестия терапевты раздавали все свое имение, покидали близких им людей и искали одиночества, не из ненависти к людям, но чтобы избежать общения с теми, чей образ жизни отличен от их стремлений. Любимым местом их пребывания была холмистая местность около Мареотидского озера. Среди них жили и женщины, терапевтиссы, из которых многие оставались девами.
Терапевты молились два раза в день, утром и вечером, а свободное время проводили в чтении Священного Писания. Шесть дней недели они проводили уединенно, каждый в своей келье, а на седьмой, почитаемый великим праздником, сходились на общее собрание; старейший произносил проповедь, по окончании которой начинал похвальную песнь Богу, составленную им самим. Во время пения царила тишина, только в конце строф мужчины и женщины выражали свое согласие словами «аминь», «аллилуйя» и др.
Таким образом проходило время до ужина, за который все садились в белых одеждах. После ужина все разделялись на два хора, мужской и женский, и пели, чередуясь, в подражание израильтянам при переходе через Чермное море. В этом проходила вся ночь. Считая за основу всех добродетелей воздержание, никто из терапевтов не ел и не пил до захода солнца, считая необходимым свет дня посвящать мудрости и только малую часть ночи отдавать потребностям тела.
Пищей их был простой хлеб с солью или иссопом, питьем — ключевая вода; сытость они считали врагом тела и души. Из нравственных качеств терапевты особенно ценили скромность, признавая ее источником истины и будучи убеждены, что надменность источник лжи, а от лжи происходит множество зол, как от истины — все доброе, Божеское и человеческое.
С появлением христианства среди терапевтов явились начатки иудействующего гностицизма, обозначившегося во II в. по Р. Хр. в системе лжеклиментовых бесед и в др. произведениях.
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995
- П. Лебедев, Ессеи и ферапевты, «Дух Христианина», 1862-63, декабрь, январь;
- Lucius, Die Therapeuten, 1880;
- Лурье, Секта ессеев, «Историч. обозрение», 1892, т. 4.