Иосиф (Серебряков) (+ 1862), инок
В миру Серебряков Семен. Выпускник Арзамасской художественной школы, возглавляемой А. В. Ступиным [1].
Был почитателем преподобного Серафима Саровского. "С натуры лет за пять до кончины" старца [2] - т.е. около 1828 года написал с него иконописный прижизненный портрет.
После 1845 года поступил в Саровскую пустынь, окончив там вместе с сыновьями роспись собора в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Постриженный в иночество с именем Иосиф, продолжал писать портреты, особенно преподобного Серафима, вплоть до своей кончины в 1862 году в возрасте восьмидесяти лет.
Труды
Его первый, прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского стал излюбленным образцом для копирования, а затем - основой самого распространенного иконописного извода образа святого. На начало XXI века портрет считался вероятно утраченным [3]. Фигура на портрете была помещена в овале, на сером фоне [4]. На портрете старец был написан:
Литература
- [Елагин, Н. В.], Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила, М., 2003, 247.
- Серафим (Чичагов), архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, М., 2002, 497.
- Серафимо-Дивеевские предания (сост. А. Н. Стрижев), М., 2001, 92.
- Наталья Николаевна Чугреева, Наследие Серафима Саровского и судьбы России: материалы конференции, Москва--Саров, июнь 2004 г, Изд-во "Индрик", 2004
- Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX в. Л.-М., 1947. С. 142
- Из Горьковской епархии. Арзамасский Воскресенский собор // Журнала Московской Патриархии, №12, декабрь 1946, С. 43:
Использованные материалы
- Зеленина, Яна Эрнестовна, ""Всем в сладость бысть видение лика твоего..." Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе" (фото Виктора Соломатина), Наше Наследие, № 70, 2004:
- И. В. Мещан, Наследие Серафима Саровского и судьбы России: материалы конференции, Москва - Саров, Глагол, 2005, стр. 146
[1] Художник с такой фамилией значится среди учеников арзамасской школы: в 1835 году "ступинец" Осип Семенович Серебряков с сыном Александром исполнили серьезный заказ - роспись Воскресенского собора в Арзамасе. Вероятно, здесь подразумевается то же лицо, ошибка вызвана неточным использованием монашеского имени художника (Иосиф - Осип). См. И. В. Мещан, Наследие Серафима Саровского и судьбы России: материалы конференции, Москва - Саров, июнь 2004 г, Глагол, 2005, стр. 146
[2] Цит. по Серафим (Чичагов), архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, М., 2002, 497.
[3] Зеленина, Яна, ""Всем в сладость бысть видение лика твоего..." Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе" (фото Виктора Соломатина), Наше Наследие, № 70, 2004, http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7001.php
[4] По воспоминаниям дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой). Серафимо-Дивеевские предания (сост. А. Н. Стрижев), М., 2001, 92.
[5] По описанию жития Н. В. Елагина, буквально процитированному автором "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" архимандритом Серафимом (Чичаговым). См. [Елагин, Н. В.], Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила, М., 2003, 247; Серафим (Чичагов), архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, М., 2002, 497.