Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАМАССКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Перенаправлено со статьи "ДАМАССКИЙ ПАТРИАРШИЙ СОБОР"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дамасский Успенский собор. Фото 3 ноября 2010 г.
Дамасский Успенский собор. Фото 3 ноября 2010 г.
Дамасский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы ("Канисат Мариамие" - Церковь Марии) Дамасской епархии. Патриарший собор Антиохийской Православной Церкви, древшейший действующий храм в Сирии, один из важнейших археологических объектов страны.

История храма уходит к II веку, когда христиане Дамаска устроили в городе тайную церковь. Существует предание о первом кафедральном соборе Дамаска, построенном на месте разрушенного языческого храма и посвященном Святому Кресту. Православный храм во имя Божией Матери – в честь её честного Успения – вероятно был впервые построен вскоре после прекращения гонений на христиан в Римской империи, в IV веке.

В 635 году две мусульманские армии вошли в город. С восточной стороны завоевателям оказали сопротивление, за что они отняли все церкви и превратили их в мечети. С западной стороны христианин Сергон, дед святого Иоанна Дамаскина, впустил мусульман впустили без боя, и в награду за это храмы этой половины города были оставлены за христианами. Успенский храм был закрыт – он находился как раз на границе между двумя половинами Дамаска. В 706 году халиф аль-Валид возвратил закрытую церковь православным в качестве возмещения за изъятый у них кафедральный собор Иоанна Крестителя.

Начиная с этого времени Успенский храм стал кафедральным собором православной Дамасской епархии.

В 926 году собор и прилежащее подворье, включая женский монастырь, были разрушены. Вскоре после восстановления собор пострадал вновь – в 950 году он был сожжён. Халиф Аль-Хаким би-Амриллах в 1009 году снова сжёг собор, но впоследствии приказал восстановить его. Турецкий правитель Дамаска, Хаткин, надзирал за восстановительными работами.

Храм вновь украсился, особенно при владыке Феофиле, который нашёл для этого искусных мастеров и иконописцев. В 1184 году арабский путешественник Ибн Джубайр, писал:

В городе есть церковь, которую весьма почитают румийцы; ее называют церковью Мариам. После [храма] в Иерусалиме нет для них [церкви] более почитаемой. Она красиво сооружена, ее росписи удивительной работы ошеломляют ум и приковывают взоры; это – дивное зрелище. Она принадлежит румийцам без какого-либо спора [1].

На несколько месяцев в 1260 году монголы под началом Хулагу захватили город. Так как Хулагу показал благосклонность к христианам, вскоре после изгнания монголов христиане подверглись гонениям и в том же году Успенский собор был разрушен. Местный приход, в меру своих скромных средств, восстановил на месте собора простой храм.

В 1342 году кафедра Антиохийского патриарха была перенесена в Дамаск. Успенский собор сделался патриаршим и вновь украсился и обогатился.

В 1404 году силы Тамерлана покорили и разграбили город, включая Успенский собор. В то время монголы разрушили западную часть соборного подворья. Усилиями патриарха Михаила сразу после нашествия начались восстановительные работы. Постройки западного участка были восстановлены при патриархе Иоакиме, в 1524 году.

В 1759 году, когда сильное землятресение сокрушило многие постройки в главных городах Сирии, стены собора дали трещины, а прилежащая церковь на западном участке рухнула. Последняя была вскоре восстановлена патриархом Сильвестном Киприотом. В 1777 году патриарх Даниил получил разрешение перестроить Успенский собор, что и было сделано в течение двух лет. В этот период временным кафедарльным собором служила Никольская церковь расположенная внутри соборного подворья.

В 1860 году в Дамаске разразился погром против христиан, в ходе которого всё соборное подворье и христианский квартал были уничтожены. Собор оставался в руинах на протяжении трёх лет, после чего был восстановлен патриархом Иерофеем на средства предоставленные правительством и помощью из России. Камни прежних церквей соборного подворья были использованы для увеличения главного храма, который вновь стал крупнейшей и красивейшей церковью Дамаска. Новый иконостас был сделан из мрамора. К собору примыкали галереи и дворы, сады и кельи, а при патриархе Спиридоне, в конце XIX века, была построена также и колокольня.

На начало XXI века, последним ремонтом собора был ремонт 1953 года, проведенный после появления трещины в потолке собора.

Гробницы Антиохийских патриархов ХХ века под алтарем Дамасского Успенского собора.  Фото 15 ноября 2010 г.
Гробницы Антиохийских патриархов ХХ века под алтарем Дамасского Успенского собора. Фото 15 ноября 2010 г.

Некрополь

Успенский патриарший собор служит усыпальницей Антиохийских патриархов. С начала XX века их погребают под собором, за мраморной стеной, сидящими в своих первосвятительских тронах.

Использованные материалы



[1]  Ибн Джубайр, «Путешествие», часть 5, http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Jubeir/frametext5.htm

Редакция текста от: 08.10.2017 08:52:22

"ДАМАССКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google