Славянофи́льство - религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х - начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С. Хомяковым, И. В.Киреевским и их единомышленниками - К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным, П.В. Киреевским, А.И. Кошелевым, И.С. Аксаковым и др.
Источники славянофильства
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято называть два: европейскую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие. Причем среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.
Влияние на славянофилов философии Шеллинга, Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А.Н. Пыпина, В.С. Соловьева, А.Н. Веселовского, С.А. Венгерова, В. Герье, М.М. Ковалевского, П.Н. Милюкова. А.Л. Блок - русский публицист и философ западной ориентации, отец знаменитого поэта А.А. Блока, даже высказывал мнение, что славянофильство в сущности представляет собой лишь некоторое своеобразное отражение западноевропейских учений, преимущественно философии Шеллинга и Гегеля.
И.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский, В.В. Зеньковский, отстаивали мысль об изначальной самобытности славянофильства, выводя его из русского православия.
Архимандрит Августин (Никитин) в статье "Русские, славянофилы и немецкое лютеранство" утверждает: "Оно [cлавянофильство] является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции".
По словам И.В. Киреевского, славянофилы пытались создать такую философию, основание которой заключало бы в себе "самый корень древнерусской образованности", а развитие ее состояло бы в осмыслении всей образованности западной и в подчинении ее выводов "господствующему духу православно-христианского любомудрия". [1]
Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства. Перед русскими людьми встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и ее национальное лицо, и славянофильство представило собой ответ на эти запросы.
Основные тезисы
Т.Н. Грановский пишет в ноябре 1839 года Н.В.Станкевичу, главе знаменитого в истории общественной мысли России "Кружка Станкевича":
Основные тезисы славянофильства [2]:
- односторонность и недостаточность рационализма как первенствующего начала западноевропейской мысли
- вытекающая отсюда необходимость новых начал философии
- соборность мышления и живая вера (вместо отвлеченного рассудка) как основные принципы новой, грядущей философии
- признание в славянах вообще и в русском народе в частности особых национальных качеств как залога осуществления «самобытной русской философии» и «осуществления идеала новой универсальной жизни"
Этапы развития
Славянофильство как целостное направление общественной мысли просуществовало с 1839 по 1875 год. [3]
Период становления славянофильства (1839-1848)
А.С.Хомяков в мурмолке. Рисунок карандашом Э.А.Дмитриева-Мамонова. 1850-е годы. Музей ИРЛИ |
Средоточием славянофильства в 40-е гг. были московские литературные салоны Елагиных, Свербеевых, Павловых. Здесь велись острые и содержательные идейные споры, в итоге которых окончательно оформляются два идейных течения, славянофилов и западников.
А.И. Герцен писал:
Славянофилами издается журнал "Московский наблюдатель", основанный в складчину, с 1841 года - его сменил "Москвитянин". В 1846 и в 1847 годах выходят в свет два "Московских литературных и ученых сборника", обративших на себя внимание властей.
Период утверждения славянофильства как одного из ведущих течений русской общественной мысли (1848 - 1855)
Происходит превращение славянофильства в цельное мировоззрение. Историко-философская сторона славянофильства получила развитие в теории общинного быта, изложенной А.С. Хомяковым и уточненной К.С. Аксаковым. К.С. Аксаков разработал политическую теорию «негосударственности русского народа». Согласно этой теории истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Аксаков считал, что необходимо восстановить древнее гражданское устройство, дать возможность народу жить духовной и нравственной жизнью, а не политической.
Период 1848-1855 гг. ("мрачное семилетье") связан с правительственными репрессиями в отношении славянофилов. И.В. Киреевскому было отказано в кафедре философии, Ю.Ф. Самарин подвергся аресту за «Письма из Риги». В общественной жизни за славянофилами укрепилась репутация оппозиции николаевскому режиму.
Период «действенного славянофильства», активной реформаторской деятельности славянофилов (1855 – 1861)
Период характеризуется деятельным участием славянофилов в подготовке крестьянской реформы. К.С. Аксаков обратился к императору Александру II с Запиской «О внутреннем состоянии России» (1855), в которой обосновывалась необходимость отмены крепостного права, содержались требования свободы совести, снятия цензурного гнета и свободы общественного мнения. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Только в 1856 г. славянофилам удается добиться получения разрешения на издание собственного журнала («Русская Беседа», 1856 – 1860 гг.).
В 1858 году славянофилами учрежден Славянский благотворительный комитет, занимавшийся оказанием различной помощи славянским народам, находившимся под турецким и австро-венгерским игом.
Период распада славянофильского кружка и разложения самого славянофильства (1861 - 1875)
В 1856 году умерли Иван и Петр Киреевские, 1859-м - С.Т. Аксаков, в 1860-м - Хомяков, в 1861-м - Константин Аксаков. Из корифеев оставались лишь Ю.Ф. Самарин и И.С. Аксаков.
В декабре 1865 года в последнем номере газеты "День" И.С. Аксаков публикует статью "Отчего так нелегко живется в России?".
Из ранних славянофилов в этот период только Ю.Ф. Самарин продолжал развивать философские идеи А.С. Хомякова, являясь одновременно одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862-1864 гг. В этом периоде в среде славянофилов появляются разногласия по польскому вопросу и относительно роли православия в обновленном обществе. Как особое общественное движение славянофильство практически перестает существовать, уступая место почвенничеству (Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев).
С.М. Сергеев в статье "Проблема позднего славянофильства" предлагает следующую хронологию развития славянофильского движения [5]:
- 1839-1857 гг. - "теоретическое" славянофильство, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы "московских славян".
- 1858-1882 гг. - "практический" этап. Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни.
- 1883-1910-е гг. - "позднее" славянофильство, период его "угасания", маргинализации. Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими "последними могиканами": Н.П. Аксаковым (+ 1909), А.А. Киреевым (+ 1910), С.Ф. Шараповым (+ 1911), В.И. Ламанским (+ 1914), Ф.Д. Самариным (+ 1916), Д.А. Хомяковым (+ 1918), А.В. Васильевым (+ после 1917).
Неоторые исследователи (напр., П.Н. Милюков) относили к теоретикам позднего славянофильства Н. Я. Данилевского (+ 1885) и К. Н. Леонтьева (+ 1891). С этой позицией не соглашался Вл. Соловьев и считал, что они скорее принадлежали к особому течению отечественной политической и философской мысли, отличному от славянофильства, хотя и родственного ему.[6]
Использованные материалы
- Алексеев А.Славянофилы в поисках идеала // Наука и жизнь, 2010, № 11, с. 46-54
- Архимандрит Августин (Никитин). Русские, славянофилы и немецкое лютеранство
- Каменский З. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков.
- Сергеев С.М. Проблема позднего славянофильства (Часть 1)
- Социальная философия русского консерватизма: учебное пособие / А.И. Есюков, Н.В. Честнейший, Д.А. Честнейшина; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: Поморский университет, 2009.
- Широкова М.А.. Теоретические источники политической философии славянофильства
[1] Киреевский И.В. Избранные статьи, М., 1984, с. 277
[2] Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. Харьков, 1907.№ XX. С. 229
[3] Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978.
[4] А.И. Герцен. Былое и думы // Собр. соч. в 9 тт. Т. 5. М. 1956. С. 156. Мурмолки - старорусский головной убор, который носили славянофилы, демонстративно возрождавшие ношение незападного, национального платья.
[5] Сергеев С.М. Проблема позднего славянофильства (Часть 1) - http://old.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/7672/$print_all/
[6] см. Соловьев В.С. Замечания на лекцию П.Н.Милюкова