Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru
Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru
Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии

Мужской монастырь-крепость

По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем.

B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…”

В 1591-1593 г.г. монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля.

Благодаря мощным укреплениям Путивльской крепости монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.

Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.

Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, который вошел в город после поражения от войск Бориса Годунова в битве под Добрыничами.

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее - собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву.

Когда Софрониева пустынь была разграблена польской шляхтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений. Вся оставшаяся святыня как – то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю. Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была Молченская икона Божией Матери. С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался царевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.

В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок, город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.

Со временем в монастыре появляется новые сооружения. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.

В 1720–е годы были построены настоятельские покои и братский корпус. В конце XVIII-начале XIX века в обители действовало духовное училище. В 1860–е годы началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий.

Один из последних настоятелей монастыря Сосфен писал:

"Штатный 3-го класса мужской монастырь находится в конце города, что при посаде на крутом и возвышенном шпиле с утесами с одной стороны при реке, а с восточной над устьем реки Крынки. По всей возвышенности к скату гор вокруг монастыря растут разносортного качества плодовые и дикие деревья. Из монастыря со всех сторон местные виды природообразования представляются в прелестном и восхитительном расположении, а особенно с южной стороны вокруг глазам предоставляются две значительные и глубокие речки, а за ними озеро Хатыш. Около этих рек и за ними на несколько верст проходит сенокосный, разных владельцев луг, во время весны полой водой затопляется на большое пространство. До самого монастыря покрывается талой водой и в это время кажется морем, а монастырь – стоящим над водой в величии своем".

В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

Возрождение монастыря

В 1987 году Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.

В 1992 году монастырь был возвращён Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

30 марта 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил открытие монастыря [1].

28 октября 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменён статус монастыря, он стал женским [2].

Ведутся восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные богослужения.

Настоятели

Наместники

Настоятельницы

Использованные материалы



[1]  Журнал № 38 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 30 марта 1995 года // Сайт Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей - https://monasteries.org.ua/materials/documents/synodjournals...=ru

[2]  Журнал № 56 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года // Сайт Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей - https://monasteries.org.ua/materials/documents/synodjournals...=ru

[3]  "Геронтий (Хованский)", информационно-справочный портал по расколоведению Анти-Раскол, 7 апреля 2011, http://www.anti-raskol.ru/pages/1420

[4]  "Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Молченский (женский)", портал Русское Православие, http://ortho-rus.tk/articles/monastyri-911.html

Редакция текста от: 28.08.2019 13:27:42

"ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google