Прп. Макарий Римлянин. Икона. XVIII в. (скит св. Анны, Афон) |
Память 19 января (Визант., Слав.), 23 октября (Греч., Визант., Слав.)
Согласно греческой версии Жития, монахи Феофил, Сергий и Игиин из обители, находящейся в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, однажды решили отыскать место, в котором земля соприкасается с небом. Тайно ночью они покинули монастырь, побывали в Иерусалиме, Вифлееме и на Елеонской горе, где поклонились св. местам, и затем отправились в путь. Проходя Персию и Индию, монахи подвергались смертельным опасностям (чуть не были сожжены заживо андрогинами [1]), побывали в областях, населенных кинокефалами (существа с человеческими телами и собачьими головами), обезьянами, слонами, видели чудесные сады и мрачные равнины, непроходимые возвышенности, озеро, наполненное разного рода змеями, великана, прикованного к двум высочайшим горам, птиц, говорящих человеческими голосами, хрустальную церковь с источником бессмертия, уготованного для праведников, и мн. др.
Наконец, преодолев различные препятствия, Феофил, Сергий и Игиин достигли пещеры, где обитал Макарий Римлянин. Отшельник весь был покрыт седыми волосами, его охраняли два льва, а пищу ему приносил ворон. Прп. Макарий рассказал монахам, что его отец - римский синклитик Иоанн - решил женить сына против его воли, едва тот достиг надлежащего возраста. В день свадьбы Макарий тайно покинул дом, семь дней пробыл у некой вдовы, а затем отправился в странствование. По дороге юноша встретил убеленного сединами мужа, который оказался архангелом Рафаилом и сопровождал Макария в его наполненном опасностями путешествии. Когда архангел исчез, на помощь ему явилась дикая ослица, после нее - олень. В конце путешествия Макарий увидел огромного змея, который заговорил человеческим голосом и указал на пещеру, предназначенную Господом для будущего отшельника. Там Макарий нашел мертвую львицу с двумя львятами; он выкормил их, и животные затем неотступно находились при нем.
Спустя несколько лет диавол решил испытать подвижника и явился ему в образе женщины, которая рассказала, что, не желая вступать в брак, покинула Рим и долго скиталась по безлюдным местам, пока не пришла к Макарию. Святой поддался искушению, привел женщину в пещеру и во сне возжелал ее. Осознав свое духовное падение, подвижник, чтобы искупить вину, три года провел в глубокой яме, вырытой в пещере, после чего Бог даровал ему прощение, снизошедшее на отшельника в виде дождя. Выслушав рассказ преподобного, монахи возвратились в обитель, где поведали игумену и братии о своем путешествии и встрече с подвижником.
Житие лишено исторической достоверности: в нем практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос Макария Римлянина о преследовании сарацинами христиан, обращенный к монахам в латинской версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Т. о., реальное существование Макария Римлянина ставится исследователями под сомнение [2].
Источники
Житие Макария было написано на греческом языке предположительно в V-VI веках [3] и имеет несколько редакций, большинство из которых остаются неизданными [4]. Позднее был сделан латинский перевод, впервые опубликованный в начале XVII века Г. Росвейде и имеющий некоторые несущественные различия с греческой версией. Также существуют переводы на славянский, грузинский и румынский языки.
Неизвестный автор Жития ведет повествование от имени трех монахов - Феофила, Сергия и Игиина (в лат. транскрипции - Игин), которые наряду с прп. Макарием являются главными персонажами рассказа. Текст состоит из двух частей: первую С. В. Полякова назвала «монашеской Одиссеей», поскольку в ней нашел отражение сюжет путешествия по чудесным странам, известный в Греции со времен Гомера и перешедший в различные фольклорные традиции [5]. Так, например, идея о путешествии трех монахов к земному раю передается в староитальянской легенде [6].
По мнению А. Н. Веселовского, в первой части автор использовал христианизированный пересказ послания Александра Македонского к Олимпиаде и Аристотелю из «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, где говорится о чудесном путешествии в страну блаженных [7]. Вторая часть Жития представляет собой биографию Макария, рассказанную им троим монахам. Веселовский заметил, что образ отшельника, живущего недалеко от рая, также присутствует в греческом Житии прп. Макария Великого; в коптском варианте сказания говорится, что Макарий, подобно Макарию Римлянину, тайно покинул жену и удалился в пустыню, после чего побывал на некоем острове посреди озера, где встретил мужей с черной кожей, отросшими волосами и ногтями [8].
Почитание
Прп. Макарий Римлянин. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334) |
На грузинском языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития Макария Римлянина, составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея [11].
В западных "исторических" Мартирологах IX в. память Макария Римлянина отсутствует. В XVI веке кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского [12]. Согласно Палладию, около 413 года Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о Макарии Римлянине известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным [2].
Почитание у южных славян и на Руси
Пространное неканоническое Житие Макария Римлянина, которое также известно под названием «Слово о трех мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на славянский язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X веке. Древнейший болгарский список памятника находится в Сборнике с Патериком Египетским [13], сербский - в пергаменном минейном Торжественнике [14], русский - в новгородском Паисиевском сборнике [15]. Житие Макария Римлянина может быть приурочено к 23 октября, но чаще к 19 января [16].
Начиная с первой четверти XV века упоминание Жития Макария Римлянина постоянно присутствует в списках отреченных книг [17]. Данное обстоятельство, по всей видимости, существенно не повлияло на популярность этого памятника в древнерусской книжности XV-XVII веков, но ограничило его распространение в календарных сборниках (Торжественниках минейных), читавшихся в церкви во время службы. Возможно, по этой причине текст Жития не был включен в Великие Четьи Минеи. Вопрос о распространении текста в старообрядческой рукописной традиции XVIII-XIX веков не изучен.
Краткое Житие Макария Римского было переведено на славянский язык не позднее XII века на Руси в составе нестишного Пролога (под 19 января) и около рубежа XII и XIII веков получило в составе этого календарного сборника широкое распространение в Болгарии и Сербии. Во второй четверти XVI века оно было включено в Великие Четьи Минеи. Начиная с первого полного издания Пролога (М., 1642-1643) регулярно публиковалось в его составе.
Служба Макарию Римскому в славянской рукописной традиции неизвестна. Присутствие проложного Жития Макария Римского в ряде списков южнославянских служебных Миней и праздничных Миней доиерусалимской редакции объясняется тем, что в них под соответствующим числом включались все Жития дня независимо от наличия службы святому и даже отдельных песнопений.
Литература
- BHG, N 1004-1005;
- BHL, N 5104;
- BHO, N 580;
- PG. 117. Col. 268 [Минологий Василия II];
- PL. 73. Col. 415-426;
- Vita di San Maccario Romano // Leggende del secoli XIV. Ferenze, 1863. Vol. 1. P. 452-488;
- Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. М., 1893. Ч. 1. С. 135-165. (Сб. памятников визант. лит-ры);
- SynCP. Col. 160;
- Салмина М. А. Апокриф о Макарии Римском // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 41-43;
- Кобяк Н. А. Индекс ложных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме // РФА. 1988. Вып. 4. С. 697-722;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 409-414;
- Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003;
- Жизнь, деяния и предивное сказание о святом отце нашем Макарии Римском, поселившемся у крайних пределов земли, никем не обитаемых // Византийские легенды / Сост.: С. В. Полякова. СПб., 2004. С. 38-45;
- Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 268-269;
- Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 263-264;
- Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Октомври. С. 71-75.
- Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. СПб., 1886. Т. 1. С. 305-329;
- Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. М., 1893. Ч. 1. С. XXXV-XXXVIII. (Сб. памятников визант. лит-ры);
- Janin R. Macario // BiblSS. Vol. 8. Col. 431-432;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 282;
- Tardiola G. I viaggiatori del paradiso: Mistici, visionari, sognatori alla ricerca dell'aldila prima di Dante. Firenze, 1993. P. 53-77;
- Полякова С. В. Византийские легенды как лит. явление // Византийские легенды. СПб., 2004. С. 253-254.
Использованные материалы
- Е. М. Беленькая, Н. Н. Крашенинникова, А. А. Турилов "Макарий Римлянин" // Православная энциклопедия, т. 42, с. 598-601 (использовано частично)
[1] Андрогины - люди с признаками обоих полов.
[2] ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564
[3] Vassiliev. P. XXXVIII
[4] BHG, N 1004-1005s
[5] Полякова. 2004. С. 253
[6] Leggenda del Viaggio di tre Santi Monaci al Paradiso terrestre / Ed. F. Zambrini // Miscellanea di opuscoli inediti o rari dei secoli XIV e XV. Torino, 1861. P. 161-179
[7] Веселовский. 1886. Т. 1. С. 314-317, 325
[8] Веселовский. 1886. Т. 1. С. 313
[9] Paris. gr. 1582
[10] Basil. A III 16
[11] НЦРГ. А 199. Л. 28-33, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 459-471, XIII в.; Hieros. Patr. 36. Fol. 129v-135, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. georg. 120. Fol. 94-101v, XIV-XV вв.; НЦРГ. Н 972. Л. 468-472 об., XVI в.; НЦРГ. А 691. Л. 198-215, XVII в.; Цагер. 1. Л. 38-44 об., XVIII в.; НЦРГ. А 649. Л. 94 об.- 99, 1785 г.; НЦРГ. S 300. Ч. 2. Л. 235 об.- 239 об., 1779 г.; 3 рукописи XIX в.; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 50-63
[12] Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Р. 264-269
[13] ГИМ. Увар. № 510-Q; Цар. № 363, 1330-е годы
[14] ГИМ. Хлуд. № 195, 2-я пол. XIV в.
[15] РНБ. Кир.-Бел. № 4/1081, 1-я четв. XV в.
[16] Иванова. 2008. С. 263-264, 445-446
[17] Кобяк. 1988. С. 714; Грицевская. 2003. С. 163, 166, 168, 170, 172, 176, 178, 179, 181, 187, 192, 194, 198, 201, 207