Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник (греч. Μάρκος; + ок. 390), преподобный
Память 7 октября (Синайск. [1]), в среду Светлой седмицы и в Соборе Синайских преподобных
Марк подвизался в Ските и был любимым учеником прп. Сильвана (Силуана). Он имел великое послушание и был хорошим каллиграфом. Старец любил его за послушание. Кроме Марка, у аввы было ещё 11 учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка более всех их. Другие старцы, услышав об этом, опечалились, пришли к Сильвану и укоряли его. Авва Сильван, взяв их с собою, вышел из кельи и стал стучаться в двери каждого из учеников своих, говоря: брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен; но ни один из них не спешил тотчас же к нему выйти. Старец пришёл к келье Марка, постучался и сказал: "Марк!" И тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и старец дал ему поручение. Сильван сказал старцам: где же, отцы, прочие братья? Потом он вошёл в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив её. Тогда старцы сказали Сильвану: "Справедливо ты любишь его, и мы любим, и Бог любит его".
Однажды в Скит с большой пышностью прибыла мать преподобного и попросила авву Сильвана позволить ей встретиться с сыном. Марк не хотел выходить к матери, но не смог ослушаться приказания старца. Он носил рубище из лоскутков и был измазан в поварне сажей. С закрытыми глазами Марк вышел из кельи и, обратившись к пришедшим, три раза сказал: "Здравствуйте!" Мать не узнала сына, и тот удалился. Подождав немного, женщина снова стала просить авву Сильвана, чтобы её сын вышел к ней. Старец подумал, что Марк ослушался его и не показался матери. Когда же он узнал о происшедшем, то велел Марку снова выйти во двор. Марк отвечал ему: "я выходил по приказанию твоему, авва! Но теперь прошу тебя, не посылай меня в другой раз, чтобы мне не ослушаться тебя". Тогда старец сам вышел к матери святого и объяснил ей, что приходивший и приветствовавший её монах - это и есть её сын. Утешенная старцем, она ушла из Скита.
После того как авва Сильван с Марком и некоторыми другими учениками переселился около 380 года на Синай, мать Марка снова обратилась к старцу, прося послать сына в Скит, чтобы иметь возможность видеться с ним. Авва Сильван благословил Марка вернуться в Египет. За послушание тот собрался в путь, но, придя проститься со старцем, слёзно просил позволить ему остаться. Старец не смог ему отказать.
Через десять лет авва Сильван собрался в путь, чтобы основать новый монастырь в окрестностях Газы. Святой Марк умолил его задержаться на три дня - и на третий день скончался. Преподобный Сильван основал монастырь близ Газы около 390 года [2], следовательно, этим временем надо датировать и смерть преподобного Марка.
Сведения о святом Марке содержатся в сборнике "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов".
Литература
- Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях // К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. C. 18-20;
- Parys M., van. Abba Silvain et ses disciples: Une famille monastique entre Scété et la Palestine à la fin du IVe et dans la premiere moitié du Ve siècles // Irénikon. 1988. T. 61;
- Τὸ Γεροντικὸν τοῦ Σινᾶ / ᾿Επ. Δ. Γ. Τσάμης. Θεσ., 1988. Σ. 170-173;
- Chryssavgis J. In the Heart of the Desert: The Spirituality of the Desert Fathers and Mothers. Bloomington (Ind.), 2008. P. 112.
Использованные материалы
- "Марк ... († ок. 390), прп. Синайский" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 656:
- "Собор Синайских преподобных" // Архив страницы официального календаря РПЦ:
- "Об авве Марке, ученике аввы Силуана" // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов:
- https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlinskij/dostopamjatnye-...t=и среди людей.-,Об авве Марке, ученике аввы Силуана,-1. Сказывали, что
[1] "Собор Синайских преподобных" // Архив страницы официального календаря РПЦ - https://web.archive.org/web/20200811164542/https://mospat.ru...tml
[2] Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeol. Review // Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. B. Bitton-Ashkelony, A. Kofsky. Leide; Boston, 2004. P. 70.