Бюст императора Гелиогабала в Капитолийских музеях |
Сын Юлии Соемии (Soaemias), внук Юлии Мезы (Moesa), родной сестры Юлии Домны, жены императора Септимия Севера. Соемия была замужем за сирийцем Секстом Варием Марцеллом, и ее сын носил сперва имя Авита Вария Бассиана, а затем уже принял имя Марка Аврелия Антонина, выдаваемый матерью и бабкой за незаконного сына императора Антонина Каракаллы (+ 217). После гибели этого последнего, когда на престол вступил Макрин, Соемия с матерью и сестрой Юлией Мамеей поселились в Эмесе (ныне Хомс, Сирия). Здесь сын Соемии был посвящен в главные жрецы бога солнца, Эл(а)-Габала.
Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки он был ими провозглашен императором в июне 218 года, едва достигнув 14 лет от роду. После победы над полководцем Макрина, Юлианом, а затем и над самим Макрином Гелиогабал направился в Рим. По дороге к столице он уже проявил свое самовластие - результат воспитания в духе восточного деспотизма: не ожидая сенатского решения, он принял титулы Pius Felix Proconsul tribunicia potestate. Сенат при нем был совершенно унижен включением в его состав массы азиатов; магистратура сделалась достоянием вольноотпущенников и слуг.
Официальной римской религии был нанесен сильный удар введением культа сирийского солнечного бога, в честь которого был выстроен храм на Палатине. Здесь были собраны самые священные для римлян предметы, как то: палладиум, анцилии (щиты Салиев), огонь Весты и другие, которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением черного камня, обозначавшего солнечного бога. Здесь император, называвший себя sacerdos amplissimus dei invicti Solis Elagabali, каждый день совершал богослужение, в сирийском костюме, с подведенными глазами и бровями, с набеленными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и верчением вокруг алтарей. Не довольствуясь обыкновенными религиозными церемониями, Гелиогабал устроил торжественное венчание своего бога с привезенной из Карфагена богиней Танит.
Личная жизнь императора была сплошным развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он; когда ему угрожала гибель, он просил лишь о сохранении жизни себе и своему Гиероклу. Безумства мальчика-императора заставили его бабку позаботиться о доставлении престола второму внуку, Алексиану, сыну Мамеи, являвшемуся полной противоположностью Гелиогабала. Юлия Меза добилась того, что Алексиан был сделан цезарем и соправителем, а когда обнаружилось, что Гелиогабал замышляет на его жизнь, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с матерью (+ март 222).
Использованные материалы
- С. Степанов. "Гелиогабал" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона