Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДУДИН МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Успенский храм Дудина монастыря, 2016 год
Успенский храм Дудина монастыря, 2016 год
Дудин Амвросиев Никольский мужской монастырь (восстанавливается с 2006 года)

Основан не позднее середины XIV века в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку. В XV - первой половине XVIII века эта территория входила в состав Березопольского стана Нижегородского уезда, со второй половины XVIII века - Горбатовского уезда Нижегородской губернии с 1920-х годов - Павловского уезда; в наст. время - Богородский район Нижегородской области.

Название монастыря неоднократно изменялось. В актах XIV - первой половины XVI века он именовался "Никольский", "Дудин" или "Никольский Дудин". В документах 1560-70-х годах встречается именование "Николая Чудотворца и преподобного Сергия Дудин". В начале XVII века широко использовалось именование "Николая Чудотворца Амвросиев (или Амбросиев) Дудин". С 1599 года до 1630-х годов. монастырь значился как "Пречистыя Богородицы" или "Успения Пречистой Богородицы и великого чудотворца Николая Амвросиев (Амбросиев) Дудин", с 1630-х годов - "Амвросиев (Амбросиев) Дудин".

По преданию, монастырь был основан на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца, на берегу Оки. Архим. Макарий (Миролюбов) полагал, что Амвросиевым монастырь назван по имени основателя, а Дудиным - от близлежащего с. Дуденёва.

В 1599 году указом царя Бориса Годунова к Дудину монастырю был приписан находившийся в Березопольском стане Троицкий монастырь. Около 1606 ода. на монастырских землях у р. Узола была основана Скоробогатовская Благовещенская пустынь. Указом царя Михаила Феодоровича Романова в 1614 году к Дудину монастырю приписан Матюшевский Воскресенский монастырь, который ранее Дудин монастырь приобрел с землями и угодьями за 200 р. и 245 четверти ржи. 

В 1638 году указом царя Михаила Феодоровича в Дудин монастырь были поселены монахи, бежавшие из-за гонений в Литовской земле.

В первой половине 1670-х годов уже сам Дудин монастырь был приписан к Патриаршему дому. Впервые упоминание о том, что монастырь стал патриаршей домовой обителью, содержится в описи обители от 1 марта 1672 года, а указ о приписке монастыря к Патриаршему дому последовал 20 ноября 1676 года. Мотивом приписки указывается обмен - вместо изъятого у патриарха самарского Преображенского мужского монастыря. После учреждения Святейшего Синода Дудин монастырь стал синодальным домовым, с 1744 года находился в ведении Коллегии экономии, с 1749 года - епархиального начальства (кроме вотчин, денежных и хлебных доходов).

Состав и численность насельников Дудина монастыря известна с XVII века. В 1620-х годах кроме игумена в 12 кельях проживало 33 человек, в 1672 году в 10 кельях - 34 человека, в т. ч. конюший, житник, подкеларник, чашник, черный поп, четверо клиросных, рядовой, будильщик, хлебный, хлебодар, огородник, неводной, солодовенный, пономарь, повар, "горняго дворца", "черновского дворца", "матюшевской", "кишенской" и др. В 1742 году монастырем управлял строитель, в обители проживало 8 монахов, а также 21 белец: поп, трое клиросных, слуга, повар, огородник, сторож, "часовод", подьячий, 2 дворника и др.

В связи с секуляризационными реформами начала XVIII века в 1701-1705 годах монастырь был лишен права распоряжаться доходами с земельных владений, получал вместо них из Монастырского приказа 70 р. 40 к. в год. Когда с начала 1720-х годов эта выплата в полном объеме прекратилась, на расходы и жалованье братии поступали платежи только из одной вотчины - с. Балеева Алатырского уезда по 10 р. в год.

В 1764 году монастырь "за неимением средств к содержанию" был упразднен, монастырская церковь стала приходской села Подъяблонного Горбатовского уезда, вместо сгоревшей в том же году деревянной церкви. Богослужения в храме совершались только в праздничные дни. Хозяйственные постройки бывшего монастыря постепенно ветшали, в описи 1780 года сказано: "Ограда каменная, коей несколько отвалилось, семь покоев, три выхода, на них четыре келии каменных же, но келии не достроены, сверх того три покоя деревянных, да еще пять покоев же деревянных ветхи".

Согласно ревизским сказкам 1850 года, в Успенском храме служили два священника, три диакона и пономарь. В приходе числились 1103 мужчины и 1407 женщин. Во второй половине XIX - начале XX века причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1888 году прихожан было 899 мужчин, 1051 женщина, старообрядцев - двое мужчин, 13 женщин; в 1904 году в восьми деревнях проживало: православных - 1041 мужчина, 1028 женщин, старообрядцев - двое мужчин и четыре женщины. К храму было приписано 36 дес. 1050 саж. земли. Жалованья причту полагалось 120 р. в год и только псаломщику - руга от прихожан.

В 1937 году Успенский храм был закрыт и разорен, имущество разграблено, церковные книги выброшены в Оку. Впоследствии были разрушены колокольня, ограда, другие постройки, с храма снесены главы и кровля. В середине XX века было разорено монастырское кладбище.

С осени 2006 года в Успенском храме ведутся реставрационные работы и одновременно совершаются нерегулярные богослужения. При церкви проживают несколько трудников.

25 июня 2007 года на площадке у монастыря установлен девятиметровый поклонный крест, планируется строительство зимнего келейного корпуса и ограды.

Святыни

Главной святыней монастыря считалась икона свт. Николая Чудотворца, согласно описи 1764 года "явленная" при основании обители. Образ был украшен кованым окладом, "на нем венец серебряной позолочен, в венце три камня". Перед иконой служились молебны, происходили исцеления, которые фиксировались в особой тетради. Другая чтимая икона, Успения Пресвятой Богородицы, присланная в Дудин монастырь в 1677 году патриархом Иоакимом, к 1764 году была украшена серебряной ризой с позолотой. В монастыре также хранились напрестольный сребропозлащенный крест с 23 частицами мощей (пожертвован в 1707 стольником Т. Новиковым), напрестольные Евангелия 1654 года (Москва), 1663 года (согласно надписи, вклад патриаршего боярина Никифора Михайловича Беклемишева "по своих родителех"), 1678 года (Москва), учительное Евангелие 1637 года (Киево-Печерская лавра) с поучением св. Каллиста, архиеп. Константинопольского, Евангелие воскресное толковое 1662 г. (Киев). Евангелие-апракос 1408 года, переписанное для Дудина монастыря, хранится в НГХМ (№ 95-п) [1].

На территории монастыря находился св. источник, ископанный, по легенде, прп. Сергием Радонежским.

Настоятели

Архитектура

К первой половине XVII века в монастыре был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы "на подклетях... о двунатцати стенах". "На передних стенах" Успенской церкви был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 1670-х годах деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в монастырь патриархом Московским Иоакимом, летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февраля 1677 года. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской церкви: "В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим". У храма имелось два крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 год.

В описях монастыря 1620-70-х годов значится и другая теплая деревянная (с 1672 соборная) церковь во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки "под монастырем" стояла шатровая на подклете теплая церковь во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 года и в течение первой половины XVIII века на деревянных святых вратах монастыря находилась церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой литературе сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Дудина монастыря - конец XVI века. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: "Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии". Однако, судя по описям XVII века, каменной колокольни в монастыре тогда еще не существовало. С 1620-х годов "колокольница" с 6 колоколами и "часы боевые" находились над святыми вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 году, при игум. Евфимии II (а не Евфимии I).

К 1764 году на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи "под одну крышу" с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен монастыря располагались различные службы, некоторые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 году, еще до упразднения монастыря, были перенесены в Нижний Новгород, другие проданы или обветшали.

В XVII веке ограда монастыря была деревянной, "в замет" и "в забор". Впоследствии построили каменную ограду толщиной 1,5 аршина, высотой 4 аршина, длиной 103 сажень. В XVIII веке для входа в монастырь возвели двое каменных ворот и деревянные св. врата.

Литература

  • РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 2; Ф. 280. Оп. 6. № 384, 385; Оп. 23. № 75; Ф. 281: Грамоты КЭ по Алатырскому, Арзамасскому, Балахнинскому, Владимирскому, Нижегородскому, Симбирскому, Ядринскому у.; Ф. 390. Оп. 1. № 6068, 14467;
  • ЦАНО. Ф. 570: Нижегородская духовная консистория. Оп. 554. 1750 г. Д. 28; 1751 г. Д. 24.
  • АЮЗР. Т. 3. № 10, 13;
  • РИБ. Т. 2. С. 84. № 51; С. 991. № 224;
  • ОДБМЮ. 1869. Т. 1. № 1708;
  • АЮБДР. 1857. Т. 1. С. 557. № 86; СПб., 1864. Т. 2. С. 458. № 155;
  • Писцовая и переписная книги XVII в. по Н. Новгороду, изд. Археогр. комис. СПб., 1896. Стб. 18, 19, 61, 359, 362;
  • Пудалов Б. М. Письменные источники по истории Нижегородского края: XIII - нач. XVIII в. Н. Новг., 2001;
  • Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций кон. XIV - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 445-456.
  • ИРИ. Т. 4. С. 62; Т. 6. С. 997;
  • Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 239-258;
  • Горчаков М. И. О земельных владениях Всерос. митрополитов, Патриархов и Св. Синода 998-1738 гг. СПб., 1871. Прил. С. 98, 224;
  • Желтов Ф. Легенда о Дудине мон-ре // Нижегородские ГВ. 1887. Ч. неофиц. № 8. С. 5;
  • Адрес-календарь Нижегородской епархии. Н. Новг., 1888. С. 684-685; То же. 1904. С. 232;
  • Пчелин Н. Дудин монастырь: Застывшая история // Нижегородская старина. 2002. № 5/6. Вып. 3. С. 16-17;
  • он же. Домовая обитель Патриарха. Н. Новг., 2002.

Использованные материалы

  • А. В. Маштафаров, Д. Б. Кочетов. "Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 319-321



[1]  Вздорнов. Искусство книги. Каталог. № 102

Редакция текста от: 13.12.2020 17:18:43

"ДУДИН МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google