Мч. Парфений Римский. Икона в греко-католическом монастыре Святого Сердца Иисуса, г. Жолква Львовской обл. |
Память 19 мая [1] (Львовск. [2], РПЦЗ [3], Греч. [4], Зап. [5]), в Неделю по Воздвижении (Львовск. [6]) и в Соборе Галицких святых (Львовск.)
Мученики Калогерий (Калокер) и Парфений упоминаются в одном из древнейших римских календарей, Depositio martyrum (сер. IV века), под 19 мая: "Парфений и Калокер в [катакомбах] Каллиста, в 8-е консульство Диоклетиа и 8-е Максимиана" [7]. В этой краткой записи указаны место погребения святых в Риме и год мученичества (или погребения) - 304-й. В Мартирологе блж. Иеронима (первая пол. V века) под 19 мая содержится заметка о Калогерии и Парфении (что нехарактерно для данного агиографического памятника, который дает только краткую информацию о святых), где указывается, что они были евнухами жены имп. Деция (249-251), Калогерий занимал должность препозита опочивальни (или кувикулария), а Парфений - примицерия. Они отказались принести жертвы идолам, были казнены по приказу Деция и погребены в неназванных катакомбах на Аппиевой дороге [8]. Эта заметка практически без изменений перешла в Мартирологи эпохи Каролингов.
В латинском Мученичестве Калогера и Парфения [9] они названы братьями, уроженцами пров. Армения и евнухами консула Эмилиана. Впоследствии Калогерий и Парфений стали опекунами его дочери Анатолии Каллисты. Фульвий Эмилиан, консул в 244 и 249 годах и приближенный имп. Филиппа Араба (244-249), является историческим лицом. Декий, придя к власти, арестовал Калогерия и Парфения, обвинив их в расхищении имущества консула Эмилиана, но узнав, что они христиане, изменил тему допроса (в тексте Мученичества этот переход выглядит довольно резко). Обещаниями и угрозами он пытался склонить их к отречению от Христа и принесению жертв языческим богам. Не преуспев в этом, он поручил мучеников префекту Либанию. Тот вторично допросил их по отдельности, но поскольку не смог переубедить их, то приказал сжечь заживо. Однако огонь не причинил вреда святым, и Либаний приказал их обезглавить. Рабы Анатолии Каллисты взяли тела мучеников и погребли их в крипте, где покоился сщмч. Сикст II, еп. Римский. В данном месте Мученичества начинается хронологическая путаница, поскольку Сикст II умер в 258 году, а казнь Калогерия и Парфения автор относит к консульству Деция и Грата, т. е. к 250 году. В Мученичестве содержится монолог Парфения перед Либанием, в котором святой не только пересказывает Евангелие, но и приводит близко к тексту некоторые члены Никео-Цареградского Символа веры. Поэтому можно отнести написание Мученичества к V веку или к более позднему времени. Составитель заметки в Мартирологе блж. Иеронима, видимо, знал этот текст или его прототип.
Таким образом, источники указывают две разные даты кончины святых: 250 или 304 год. Дж. Б. Де Росси пытался согласовать эти два известия, полагая, что мученики были казнены в 250 году, а в 303 году их тела были перенесены для перезахоронения в катакомбы Каллиста, что могло быть вызвано начавшимся гонением имп. Диоклетиана. И. Делеэ счел этот аргумент безосновательным, т. к. перенесение останков мучеников в разгар гонения было весьма рискованным, тем более никаких источников в пользу факта перезахоронения нет. Единственным косвенным свидетельством перенесения мощей этих святых служит указанное в Иеронимовом Мартирологе празднование дня памяти Калогерия и Парфения 11 февраля, которое могло быть установлено в честь этого события. Особое празднование в Риме 11 февраля памяти Калогерия и Парфения упоминается в графити (VI-VIII вв.) в катакомбах Каллиста, при входе в одну из кубикул, возле крипты св. Евсевия: TERTIO IDVS FEFRVA PARTENI MARTIRI CALOCERI - "3-й день до ид февраля Партена мученика [и] Калокера" [10]. Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе память Калогерия и Парфения отмечена 18 апреля, 17 мая и 20 июля. Первые две даты появились в результате повторения имен мучеников под соседними числами (напр., 17 вместо 19 мая) или ошибок (напр., 14-й день до календ мая (18 апреля) указан вместо 14-го дня до календ июня (19 мая)), что было обычным при компилировании и переписке текста.
О погребении Калогерия и Парфения в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге упоминают также римские итинерарии VII-VIII веков [11]. В более позднее время (IX - нач. XI века) часть их мощей была перенесена во Францию в аббатство регулярных каноников Муармон (франц. Moirmont; лат. Mauri Mons) в Шампани, время основания которого точно неизвестно. Впервые об этом монастыре, а также о факте местонахождения в нем мощей Калогерия и Парфения говорится в грамоте 1074 года Реймсского архиеп. Манассии. Описываемые Манассией события, связанные с возрождением монастыря, относятся ко времени пребывания на кафедре его предшественников - Гвидона Шатильонского (1033-1055) и Гервасия Белемского (1055-1067). В правление архиеп. Гвидона препозит Реймсской Церкви Ольдорих, инспектировавший монастырь, отметил запустение обители - в церкви служил один священник, мощи Калогерия и Парфения пребывали без должного почитания. Ольдорих возродил в Муармоне монашескую жизнь на основе бенедиктинского устава. Сначала Муармон был подчинен аббатству св. Марии в Реймсе, архиеп. Гвидо назначил туда кустода Иоанна, а Манассия - аббата. Сведения о дальнейшей судьбе мощей Калогерия и Парфения в Муармоне отсутствуют. Аббатство упразднено и снесено, кроме церкви, ставшей приходской в 1793 году.
Согласно другим сведениям, приведенным в майской Минее Московской Патриархии, в 1655 году папа Римский Александр VII, желая показать императору Леопольду I своё расположение, передал мощи святого Парфения императорской часовне в Вене. Спустя два года мощи были перенесены в женский монастырь во имя святой Клары. Сто лет спустя, по церковной реформе императора Иосифа I, монастырь святой Клары был упразднён, а мощи остались под спудом. Патриаршая Православная энциклопедия, не указывая источники, говорит о переносе мощей мч. Парфения из Рима в Вену в 1782 году.
Мощи мч. Парфения Римского в греко-католическом монастыре Святого Сердца Иисуса, г. Жолква Львовской обл. |
Имя мученика Парфения включено Русской Православной Церковью в состав Собора Галицких святых. В начале XXI века память Калогерия и Парфения была внесена в греческий "Синаксарист Православной Церкви", составленный епископом Фанарийским Агафангелом.
Молитвословия
Кондак, глас 2
Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим,/ Парфе́ния превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с жа́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.
Литература
- BHL, N 1534;
- ActaSS. 1685. Mai. T. 4. P. 302-304;
- Depositio Martyrum // PL. 13. Col. 463;
- MartHieron. Comment. P. 87-88, 196-197, 258, 261-262, 386-387;
- MartRom. Comment. P. 197.
- ActaSS. 1685. Mai. T. 4. P. 301-302;
- Rossi G. B., de. La Roma Sotterranea cristiana. R., 1864. T. 1. P. 180-181; 1867. T. 2. P. 210-219;
- Delehaye H. Trois dates du calendrier romain // AnBoll. 1928. Vol. 46. N 1. P. 50-55;
- Guillard J. Calocer // DHGE. 1949. T. 11. Col. 455-456;
- Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques // AnBoll. 1957. Vol. 75. N 1/2. P. 30-31, 41-42, 44;
- Amore A. Calogero e Partenio // BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 699-700;
- ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 5. Σ. 290.
Использованные материалы
- Зайцев Д. В. Калокер и Парфений // Православная энциклопедия, т. 29, с. 575-576:
- Минея. Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 269, 274-276
- http://korolev.msk.ru/minea/may2/may2274.html
- http://korolev.msk.ru/minea/may2/may2275html
- http://korolev.msk.ru/minea/may2/may2276.html (житие)
- http://korolev.msk.ru/minea/may2/may2269.html (кондак)
- Мощі святого Партенія // Офіційний сайт Василіянського чину святго Йосафата. Провінція Найсвятішого Спасителя в Україні:
[1] Хотя эта память не включена в месяцеслов Русской Православной Церкви, однако она содержится в "Богослужебных указаниях" - "Святых мученик братий Парфения и Калогерия" (см., напр.: Богослужебные указания на 2017 год. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. - С. 420; Богослужебные указания на сайте официального календаря Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?bui=153), а бденная служба "Святаго мученика Парфения и с ним брата его святаго мученика Калогерия" (фактически одному Парфению) включена в Минею-Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 262-274, http://korolev.msk.ru/minea/may2/may2262.html и далее.
[2] "Мчч. Калогерія і Парфенія Римських" // Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 81, 162, 171.
[3] "Муч. Парѳенія Римскаго (250)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 63, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/May-2019.pdf.
[4] "Οἱ Ἅγιοι Καλοκέριος καὶ Παρθένιος οἱ Μάρτυρες", страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3257/sxsaintinfo.aspx.
[5] "Saints CALOCER et PARTHENIUS, eunuques de l'épouse de l'empereur Dèce, martyrs à Rome sous Dèce (250). Ils auraient été deux frères d'origine arménienne" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 259, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=643.
[6] Память перенесения мощей в Жолкву в 1784 году. Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 112, 171.
[7] PL. 13. Col. 463
[8] MartHieron. Comment. P. 261
[9] BHL, N 1534
[10] Rossi. 1867. T. 2. P. 211; Тavole. 23. 5
[11] Rossi. 1864. Т. 1. P. 180-181