Папесса Иоанна рожает ребенка. Иллюстрация из книги Джованни Боккаччо "О знаменитых женщинах". Напечатано Йоханнесом Зайнером в Ульме ок. 1474 года |
Источником, от которого в той или иной степени зависели упоминания о папессе Иоанне в 1250-1270-х годах, является "Chronica universalis Metensis" (Всемирная Мецская хроника, ок. 1250) доминиканца Жана де Майи. Согласно хронике, в 1099 году папесса (papissa) заняла Римский престол св. Петра; она успешно выдавала себя за мужчину и до избрания на папский престол была нотарием папской курии и кардиналом. Ее обман раскрылся, когда она родила ребенка, садясь на лошадь. Разоблаченную женщину привязали к конскому хвосту, протащили по улицам и побили камнями. Ее похоронили на месте гибели и якобы установили там камень с эпитафией.
В сочинении "Chronicon Pontificum et Imperatorum" (Хроника пап и императоров, ок. 1277) Мартин Поляк приводит более подробный вариант легенды (к его тексту восходят многие позднейшие упоминания о папессе): некий Иоанн, англичанин по происхождению, но родом из Майнца (Johannes Anglicus, natione Moguntinus), в период между понтификатами Льва IV (847-855) и Венедикта III (855-858) якобы занимал престол Римских пап в течение двух лет, семи месяцев и четырех дней. Этот Иоанн, согласно Мартину Поляку, в действительности был женщиной, которую увез в Афины любовник, переодев в мужское платье. В Афинах она изучала науки, в Риме преподавала тривиум (см. Artes liberales), у нее было много учеников-магистров, затем она стала кардиналом и сумела достичь вершины духовной власти, заняв Римский престол. Однако потом папесса Иоанна забеременела от своего спутника и во время шествия от собора св. Петра к Латерану умерла после родов, происшедших публично на месте между Колизеем и церковью св. Климента (на этом месте ее и похоронили). Из-за того, что позднее Римские папы всегда объезжали это место, сложилось мнение, что причиной этому служило отвращение к случившемуся. Поскольку папесса Иоанна была женщиной, объясняет Мартин Поляк, ее имя не внесли в официальный перечень Римских пап.
Впоследствии версия легенды, изложенная у Мартина Поляка, была дополнена деталями. Так, по сообщению Дитриха Нимского, папесса Иоанна посещала ту же школу, что и блж. Августин [1]. В конце XIV века Ян Гус упоминал имя Агнесса, которое якобы носила Иоанна до избрания на папский престол (в др. источниках - Гилберта, Глансия и др.). Средневековые хронисты и богословы упоминали о связи папессы Иоанны с диаволом [2], а также сообщали об ее увлечении некромантией [3]. У Мартина Поляка пребывание папессы Иоанны на папском престоле датировалось временем между понтификатами Льва IV и Венедиктом III. Согласно "Всемирной Мецской хронике", правление папессы Иоанны пришлось на конец XI века. В "Трактате..." Э. де Бурбона и в анонимной эрфуртской хронике, составленной около 1260 года, период пребывания папессы Иоанны на Римском престоле помещался между 900 и 915 годами, после понтификата папы Римского Сергия III (904-911). В позднем издании хроники Оттона Фрайзингенского (1515) сообщалось, что женщиной якобы был папа Римский Иоанн VII (705-707).
Другая версия легенды о папессе Иоанне относится, вероятно, к 1290-м годам; она также представлена в "Хронике..." Мартина Поляка. В соответствии с ней папесса Иоанна, занимая папский престол, состояла в связи с неким диаконом-секретарем и была разоблачена во время родов, но сохранила жизнь, лишившись сана. Улица, на которой произошли роды, получила название "Vicus papisse" (Улица папессы), и впоследствии ее избегали во время процессий. Низложенная папесса дожила до старости и была похоронена в Остии (ее сын занимал там епископскую кафедру). Этот вариант легенды в расширенном виде воспроизводит Дж. Боккаччо в соч. "De mulieribus claris" (О знаменитых женщинах, 1374): будущая папесса родилась в германских землях и носила имя Гилберта, училась в Англии. Когда после двух лет и семи месяцев, в течение которых она занимала папский престол, Иоанну разоблачили, ее заставили отречься от престола, и она умерла своей смертью как частное лицо.
В конце XIII века в хрониках (впервые у Жоффруа де Курлона в 1295) устанавливается связь легенды о папессе с обрядом усаживания на т. н. порфировых сиденьях (sedes porphyreticae), символика этого ритуала долгое время оставалась неясной. Папу усаживали на двойное кресло из псевдопорфира с C-образным вырезом сиденья, после чего ему вручались папские инсигнии (посох, ключи от Латеранского дворца, пояс, на котором висел кошель с 12 печатями и мускусом). После вручения инсигний и разбрасывания монет толпе зрителей папе традиционно следовало "сесть как будто бы лежа" [4] между двумя сиденьями трона. Жоффруа де Курлон впервые трактовал этот обряд как обязательную процедуру проверки пола коронуемого понтифика, якобы введенную после пребывания на Римском престоле Иоанны. В начале XV века на аналогичную трактовку обряда указывал итал. гуманист Якопо д'Анджело в описании коронации Римского папы Григория XII в 1406 году. Несмотря на то что в официальных чинах папской коронации о процедуре проверки пола не говорится и многие деятели, близкие к папской курии, решительно осуждали подобные слухи, сведения об обряде распространились и стали одним из расхожих топосов описания папских коронаций. Сохранилось изображение обряда в описании коронации папы Римского Иннокентия X, составленном протестантом Л. Банком [5].
Согласно сложившейся традиции, местом погребения папессы Иоанны считалась улица между Колизеем и церкви Сан-Клементе, на прямом пути от Колизея к Латерану, которую, однако, обходили стороной во время торжественных шествий. На улице находились статуя некоего женского божества и памятный камень, вероятно установленные задолго до VIII века (по распоряжению папы Римского Сикста V (1585-1590) их убрали). По всей видимости изначально между собой никак не связанные, эти два объекта стали ассоциироваться с местом, где папесса якобы родила ребенка. Согласно средневековым описаниям, на камне читались первые буквы 1-го слова ("Parc", "Petr" или "Pap"), затем слова "pater patrum" (титул главного городского жреца Митры) и следующее за ними сокращение PPP. В хрониках последние три слова расшифровывались по-разному, однако речь всегда шла о папессе Иоанне: "Petre Pater Patrum papisse prodito partum" или "Papa Pater Patrum papisse pandido partum" (искаженный лат. - О, Петр (Папа), отец отцов, возвести о родах папессы), "Papa Pater Patrum peperit papissae papellum" (искаженный лат. - Папа, отец отцов, родила папесса папенка) и др. Исследователи сходятся в том, что на камне было выбито стандартное для Др. Рима сокращение фразы "propria pecunia posuit" (лат. - установил на собственные средства).
Происхождение и распространение легенды
В XVI-XX веках было высказано более 10 гипотез о происхождении легенды о папессе Иоанне; согласно некоторым из них, легенду следовало рассматривать как аллегорию на появление Лжеисидоровых декреталий (К. Бласко), как отголосок осуждения на Майнцском Соборе (847) лжепророчицы Фиоты (Л. Алляций) или как некую реальную историю разоблачения женщины-епископа вне стен Рима (Г. В. Лейбниц). Наибольшее распространение получили три трактовки. В одной из них в качестве исторической основы легенды о папессе Иоанне предлагалось рассматривать византийскую традицию рукополагать во священников евнухов, которые при отсутствии бороды могли быть похожими на женщин. Известна легенда о женщине, правившей в VIII веке как Константинопольский патриарх; эта легенда получила отражение в Салернской хронике X века [6] и в письме папы Римского Льва IX Константинопольскому патриарху Михаилу I Кируларию, где папа осудил Константинопольскую кафедру за то, что на ней некогда восседала патриарх-женщина [7]. Согласно другой точке зрения, легенда о папессе Иоанне сложилась в контексте сведений об огромном влиянии, которое оказывали на политику папского престола в X веке знатная римлянка Феодора и "сенатрисса" и "патрицианка" Мароция (якобы претендовавшая на титул папессы) (см. статьи о папах Иоанне X и Иоанне XI). Однако большинство исследователей сходятся в том, что появление легенды о папессе Иоанне было связано с неверной интерпретацией ряда не понятных простым римлянам и паломникам особенностей папского церемониала и римской топографии. Как полагал церковный историк XIX века И. Й. Дёллингер и вслед за ним считают большинство современных исследователей, легенда имела фольклорный характер [8].
Проникновение легенды о папессе Иоанне в хроники и другие произведения прослеживается с середины XIII века. Важнейшую роль в распространении сведений о папессе до начала XIV века играли представители нищенствующих орденов, что, по мнению исследователей, было связано с их конфликтом с папой Римским Бонифацием VIII, а также в целом с политической ситуацией, сложившейся вокруг отречения "ангелического папы" Целестина V и избрания "псевдопапы" Бонифация VIII [9]. Истории о папессе вставлялись как в новые тексты, так и в древние хроники при их переписывании. О папессе Иоанне упоминается в некоторых рукописях XIV-XV веках хроник Анастасия Библиотекаря (IX в.), Мартина Скота (XI в.) и Сигиберта из Жамблу (XII в.). Во "Всемирной Мецской хронике" Жана де Майи легенда о папессе Иоанне излагалась под 1099 годом и сопровождалась пометой "require" (лат.- проверить), что, видимо, свидетельствует о новизне и непривычности материала для автора. Анонимный эрфуртский хронист около 1260 года воспроизвел эту легенду, дав ссылку на неких "римлян" [10] и датировав описываемые события началом X века. Сославшись на "Всемирную Мецскую хронику", историю о папе-женщине использовал Э. де Бурбон, который несколько изменил ее и снабдил морализаторским заключением. Впоследствии эта версия легенды неоднократно воспроизводилась в виде своеобразных религиозно-дидактических примеров (exemplum): у Иакова из Варацце в "Chronica Civitatis Ianuensis" (Хронике города Генуи, ок. 1297), у Арнольда Льежского в "Alphabetum Narrationum" (Алфавите историй, ок. 1310; см.: Boureau. 1984. P. 450-451) и у др.
Наиболее авторитетной стала версия, изложенная в одной из редакций "Хроники пап и императоров" Мартина Поляка. Как отмечают исследователи, от более ранней версии Жана де Майи она отличалась подробностью и характером повествования. В изложении Мартина Поляка история папессы Иоанны приобретала статус историко-юридического казуса, что отразилось в формулировках (вместо характерного для ранних текстов термина "papissa" используется выражение "pseudopapa"; папессе Иоанне сохранили жизнь, но она была "низложена" (deposita) и т. п.); кроме того, в этой версии легенды указаны имя и даты пребывания папессы Иоанны на Римском престоле (середина VIII века). По мнению Дёллингера, в "Хронику..." Мартина Поляка легенда попала из списка Liber Pontificalis (Vat. lat. 3762), где текст о папессе Иоанне был приписан на полях между биографиями пап Римских Льва IV и Венедикта III [11], однако некоторые современные исследователи датируют маргиналию XIV веком [12]. Большинство последующих упоминаний о папессе Иоанне так или иначе зависели от текста Мартина Поляка, что объясняется как высоким положением автора при папской курии (папский капеллан), так и широким распространением "Хроники...", ставшей, судя по количеству сохранившихся списков и переводов, одним из наиболее читаемых исторических сочинений позднего средневековья. В XIV веке о папессе Иоанне упоминалось в сочинениях Иоанна Парижского, Зигфрида Майсенского, Уильяма Оккама, Ранульфа Хигдена, Амальрика Аугерия, Франческо Петрарки и др.
Полемика
Несмотря на противоречивый характер легенды о папессе Иоанне и расхождения, содержавшиеся в разных ее версиях, в позднее средневековье папесса считалась реальным историческим лицом. Около 1400 года папесса Иоанна была изображена среди других пап в соборе в Сиене; в конце XVI века папа Римский Климент VIII по просьбе кард. Цезаря Барония добился от герцога Тосканского, чтобы изображение папессы Иоанны заменили портретом папы Римского Захарии (741-752). В 1479 году папский библиотекарь Платина (Бартоломео Сакки) включил биографию папессы Иоанны (версию Мартина Поляка) в соч. "Historia de vitis pontificum Romanorum" (Жизнеописания Римских понтификов), написанное по заказу папы Римского Сикста IV; папесса Иоанна представлена там под именем Иоанн VIII. До середины XVI века известно лишь несколько случаев (исследователь А. Буро упоминает о 3 - Boureau. 1984. P. 453), когда историчность легенды подвергалась сомнению, в т. ч. в 1451 году Энеем Сильвио Пикколомини (впосл. папа Римский Пий II) в письме кард. Хуану Карвахалю [13].
В XIV-XV веках сторонники Соборного движения использовали историю о папессе Иоанне как аргумент в пользу идеи верховенства Соборов над папой Римским. Легендарные сведения о папессе Иоанне рассматривались как казус, подтверждавший, что на папском престоле может оказаться человек, неспособный по тем или иным причинам исполнять пастырские функции [14], и что такой папа может быть низложен даже в случае, если он не являлся еретиком [15]. Легенда стала поводом для размышлений о порочности или, напротив, о безгрешности Церкви. На Констанцском Соборе Ян Гус, выступив с критикой церковных католических структур, приводил пример "Агнессы, именуемой Иоанной", которая, по его словам, занимала папский престол более двух лет и прилюдно родила ребенка [16]. Испанский теолог Хуан де Торквемада сделал из истории о папессе Иоанне положительный вывод: несмотря на порочное пребывание на Папском престоле женщины, католическая Церковь не пострадала [17].
В XVI века споры вокруг легенды о папессе приобрели выраженный конфессиональный характер. Вслед за Гусом протестанты использовали историю о папессе Иоанне как аргумент в полемике с католиками. В XVI-XVII веках были изданы более 40 трактатов, посвященных папессе Иоанне. Факт пребывания женщины на Римском престоле угрожал как идее апостольского преемства в католической Церкви, т. к. папесса Иоанна могла совершить рукоположения, которые следовало считать недействительными, так и легитимности папской власти [18]. Кроме того, образ женщины на папском престоле мог служить примером нравственного падения папства и католической иерархии в целом [19]. В качестве доказательств существования папессы Иоанны полемисты ссылались на изобразительные источники (изображение в Сиенском соборе и "надгробное изображение" на месте смерти), а также указывали на факт изменения маршрута коронационной процессии и на наличие церемонии проверки пола избранного папы. Возможность существования папессы Иоанны подкреплялась примерами из житийной литературы, когда св. девы были вынуждены скрывать свой пол или когда точное происхождение той или иной святой было неизвестно. Предпринимались попытки объяснить легенду о папессе феноменом гермафродитизма [20].
В это же время католическими учеными был поставлен под сомнение сам факт существования папессы Иоанны. Впервые опровергнуть легенду попытался Онофрио Панвинио в комментарии к биографии папессы Иоанны для подготовленного им нового издания сочинения Платины [21]. Панвинио отметил отсутствие достоверных документальных подтверждений легенды о папессе, хронологические нестыковки (между смертью Льва IV и избранием Венедикта III прошло чуть более двух месяцев), противоречивость текста легенды (в частности, о происхождении папессы), а также неправомерность ссылаться на несуществующую церемонию проверки пола избранного понтифика, объяснил смену маршрута процессий узостью "Улицы папессы", разобрал сведения о папессе Иоанне в хрониках и высказал предположения о возможных исторических корнях легенды. Тезисы Панвинио расширил в конце XVI века Флоримон де Раймон, советник Парламента Бордо, опубликовавший в 1587-1594 годах 300-страничный трактат "Erreur Populaire de la Papesse Jeane" (Народное заблуждение о папессе Иоанне), который стал одной из наиболее авторитетных работ периода Контрреформации, посвященных папессе. Впоследствии выводы Раймона признали и некоторые протестантантские ученые [22].
Споры об историчности папессы Иоанны и о значении легенды о ней как о своеобразном казусе продолжались до XIX века, когда после критических изданий хроник с упоминанием о папессе было доказано, что легенда сложилась лишь во второй половине XIII века. В сочинении "Die Papst-Fabeln des Mittelalters" (Средневековые легенды о папах) Дёллингер подвел итоги спора о реальности существования папессы и об основных путях формирования легенды о ней. Впоследствии выводы Дёллингера в основном не оспаривались, хотя ряд деталей легенды получил новую интерпретацию. Так, были уточнены хронология распространения легенды [23], время и причины изменения маршрута папских процессий [24], символика и детали обряда усаживания на т. н. порфировые сиденья [25] и некоторые другие сюжеты.
Литература
- Chronica universalis Metensis an. 1099 // MGH. SS. T. 24. P. 514;
- Chronica minor auctore minorita Erphordiensi an. 900 // Ibid. P. 184;
- Stephanus de Borbone. Tractatus de diversis materiis praedicabilibus. Turnhout, 2002. (CCCM; 124);
- Martini Oppaviensis Chronicon Pontificum et Imperatorum // MGH. SS. T. 22. P. 428-429;
- Flores temporum // Ibid. T. 24. P. 243;
- Geoffroy de Courlon. Le Chronique de ÍAbbaye de Saint-Pierre-le-Vif / Ed. G. Julliot. Sens, 1876;
- Boccaccio G. Famous Women / Ed. V. Brown. Camb. (Mass.), 2001. P. 436-441;
- Platina B. Historia. 1600. P. 133-141;
- Iacopo da Varagine e la sua cronaca di Genova dalle origini al 1297 / Ed. G. Monleone. R., 1941. Vol. 1. P. 268-269.
- Döllinger J. J. Die Papst-Fabeln des Mittelalters. Münch., 1863;
- Müntz E. La légende de la Papesse Jeanne dans l'illustration des livres, du XVe au XIXe siècle // La Bibliofilia. Firenze, 1900-1901. Vol. 2. P. 325-329;
- Бильбасов В. А. Женщина-папа: Средневек. сказание // Он же. Ист. монографии. СПб., 1901. Т. 1. С. 119-164;
- Conway B. L. The Legend of Pope Joan // The Catholic World. 1914. Vol. 99. P. 792-798;
- Kraft W. Die Päpstin Johanna: Eine Motivgeschichtliche Untersuchung: Diss. Fr./M., 1925;
- D'Onofrio C. La Papessa Giovanna: Roma e papato tra storia e leggenda. R., 19792;
- Morris J. Pope John VIII: An English Woman, alias Pope Joan. L., 1985;
- Tinsley B. S. Pope Joan Polemic in Early Modern France: The Use and Disabuse of Myth // The Sixteenth Century Journal. Kirksville, 1987. Vol. 18. N 3. P. 381-398;
- Boureau A. La papesse Jeanne: Formes et fonctions d'une légende au Moyen Âge // CRAI. 1984. Vol. 128. N 3. P. 446-464;
- idem. La papesse Jeanne. P., 1988;
- Pardoe R., Pardoe D. The Female Pope: The Mystery of Pope Joan. Wellingborough, 1988;
- Gössmann E. Mulier Papa: Der Skandal eines weibliches Papstes: Zur Rezeptionsgeschichte der Gestalt der Päpstin Johanna. Münch., 1994;
- Hotchkiss V. V. The Legend of the Female Pope in the Reformation // Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis: Proc. of the 8th Intern. Congress of Neo-Latin Studies / Ed. Rh. Schur et al. Binghampton, 1994. P. 495-505;
- Stanford P. The Legend of Pope Joan: In Search of the Truth. N. Y., 1999;
- Aubert R. Jeanne (1) // DHGE. T. 27. Col. 908-912;
- DuBruck E. E. Pope Joan: Another Look upon Martin Le Franc's "Papesse Jeane" (c. 1440) and Dietrich Schernberg's Play "Frau Jutta" (1480) // Fifteenth-Century Studies. Stuttg., 2001. Vol. 26. P. 75-85;
- Rustici C. M. The Afterlife of Pope Joan: Deploying the Popess Legend in Early Modern England. Ann Arbor, 2006;
- Obenaus M. Hure und Heilige: Verhandlungen über die Päpstin zwischen spätem Mittelalter und früher Neuzeit. Hamburg, 2008;
- Kerner M., Herber K. Die Päpstin Johanna: Biographie einer Legende. Köln; Weimar; W., 2010.
Использованные материалы
- Ф. М. Панфилов, Н. Л. "Иоанна Папесса" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 32-35
[1] Historie de gestis Romanum Principium // MGH. Staatsschriften des späteren Mittelalters. Bd. 5. Tl. 2. S. 27
[2] Впервые об этом говорится у Э. де Бурбона в "Tractatus de diversis materiis praedicabilis" (Трактат о различных темах для проповеди, 1260)
[3] напр., в соч. "Flores temporum", см. также отрывок неизданной хроники из аббатства Кемптен - Döllinger. 1863. S. 26
[4] ut potius videatur iacere quam sedere - цит. по: Dykmans M. Le cérémonial papal. Brux.; R., 1977. Vol. 1. P. 179
[5] Banck L. Roma triumphans, seu Actus inaugurationum et coronationum Innocentii X Pont. Max. brevis descriptio. Franekerae, 1645; утверждение, что на иллюстрации представлен реальный обряд, до наст. времени можно встретить в научной литиратуре - ср.: Bertelli S. The King's Body. University Park (Penn.), 2001. P. 177-190
[6] Chronicon Salernitanum. 16 // MGH. SS. T. 3. P. 481
[7] PL. 143. Col. 760
[8] сюжет "женщина, становящаяся епископом/папой" включен под шифром К 1961 2.1 в Указатель фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона - Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Bloomington, 1955-1958. 6 vol.
[9] Boureau. 1984
[10] ut fatentur romani - Chronica minor. P. 184
[11] Döllinger. 1863. S. 13
[12] Pardoe R., Pardoe D. 1988. P. 12-14
[13] Der Briefwechsel des Eneas Silvius Piccolomini / Ed. R. Wolkan. W., 1918. Bd. 3. Tl. 1. N 68
[14] напр.: Dietrich von Niem. Dialog über Union und Reform der Kirche: (De modis uniendi et reformandi ecclesiam in concilio universali) / Hrsg. H. Heimpel. Lpz.; B., 1933. S. 55-56)
[15] напр.: Gerson J. Sermon "Apparuit" (1403) // Idem. Œuvres complètes / Ed. P. Glorieux. P., 1963. Vol. 5. P. 64-90
[16] Palacky F. Documenta Magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam. Osnabrück, 1966. P. 59-61
[17] Joannes de Turrecremata. Summa de Ecclesia. II 4. 20. Venetiis, 1561. P. 395
[18] напр.: Calvin J. Vera Christianae Pacificationis et Ecclesiae Refarmandae Ratio // Idem. Opera. Brunswick, 1868. T. 7. P. 633
[19] напр.: Luther M. Werke: Tishreden. Weimar, 1919. Bd. 5. S. 667
[20] см.: Rustici. 2006. P. 85-105
[21] Platina B. Historia. 1600. P. 134-141
[22] напр., Д. Блондель - Blondel D. Familier Eclaircissement de la question, si une Femme a esté assise au siège papal de Rome entre Léon IV et Benois III. Amst., 1647
[23] Pardoe R., Pardoe D. 1988
[24] D'Onofrio. 1979; Boureau. 1988
[25] D'Onofrio. 1979