Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТРОЕПОЛЬСКИЙ ВЛАДИМИР КАПИТОНОВИЧ

Перенаправлено со статьи "ВЛАДИМИР (ТРОЕПОЛЬСКИЙ)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свящ. Владимир Капитонович Троепольский
Свящ. Владимир Капитонович Троепольский
Владимир Капитонович Троепольский (1864 - 1905), священник, священномученик, местночтимый святой Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей

Память 29 декабря (Укр.) и в неделю новомучеников (РПЦЗ)

Родился 13 января 1864 года в с. Колпны Малоархангельского уезда Орловской губернии [1] (ныне пгт Колпна Орловской области) в семье священника. В раннем детстве он лишился родителей.

В 1878 году окончил духовное училище, а 27 июня 1884 года - Орловскую духовную семинарию по I разряду [2].

5 октября 1885 года был определён псаломщиком к Ялтинской Иоанна-Златоустовской церкви, а в декабре 1885 года утверждён законоучителем Ялтинского женского народного училища.

Год прослужив псаломщиком, затем отбывал воинскую повинность на правах вольноопределяющегося, сдав экзамен на прапорщика армейской пехоты, и с этим чином вышел в запас 18 октября 1887 года.

15 января 1888 года поступил на службу в Таврическое губернское правление в качестве чиновника. В июле 1889 года был переведён в канцелярию Таврического губернатора на должность помощника канцелярии, а 30 ноября 1889 года утверждён в чине коллежского регистратора.

Женился на Людмиле Андреевне (1874 г.р.). Дети: Александр (1894 г.р.); Владимир (1895 г.р.); Борис (1897 г.р.); Павел (1900 г.р.).

В сентябре 1891 года был рукоположен во диакона и священника с распределением в Ильинскую церковь города Саки Евпаторийского уезда. Там его заботами была устроена колокольня, а также приобретено около 200 десятин церковной земли. Он сумел привлечь жертвователей на устройство при грязелечебнице приюта, в котором за небольшую плату могли бы устраиваться бедные, приезжающие сюда для лечения, для чего был найден участок земли.

С 1891 года по 1898 год являлся законоучителем трех сакских земских школ. С 1896 года по 1898 год он служил наблюдателем церковноприходских школ Евпаторийского уезда Таврической губернии. В 1895, 1896 и 1898 годах был депутатом от духовенства епархиальных окружных съездов. В 1898 году Евпаторийским уездным комитетом попечительства о народной трезвости он назначается заведующим Сакских бесплатных народных библиотек-читален, а с июля 1898 года до октября 1898 года - заведующим и законоучителем двух керченских церковноприходских школ.

В 1898 году был назначен настоятелем греческой Иоанно-Предтеченской церкви в Керчи.

В 1899 году переведен в Алупку настоятелем храма Архангела Михаила и законоучителем алупкинской церковноприходской школы и Симеизской земской школы. Кроме того, в 1899 году ему было поручено преподавание Закона Божия в Симеизском земском народном училище.

В Алупке и Симеизе к моменту начала служения о. Владимира христианское население увеличилось почти до 830 человек. Деревянный храм, рассчитанный на 200 человек, не вмещал всех желающих. Первый шаг, который предпринял новый настоятель – строительство каменного храма-часовни во имя Всех Святых на кладбище на деньги прихожанина Павла Львовича Голицына и других жертвователей. Эта часовня была освящена 15 сентября 1902 года благочинным церквей Ялтинского округа протоиереем Василием Поповым при участии священников Владимира Троепольского и Петра Сербинова, а также диаконов Василия Черненко и Никифора Макаренко. Часовня была каменная с одним куполом, крытая железом. Размеры: 15 на 10 аршин (т.е. 10,7 на 5 метров). Вместимость часовни - 60 человек. Второй шаг - это строительство нового храма взамен разрушенного оползнем. Здание нового храма вчерне было закончено еще при жизни отца Владимира.

О. Владимир боролся со штундизмом, прочно утвердившимся в Ялте и ее окрестностях.

В революционную смуту 1905 года отец Владимир открыто выступил с обличением неправды и насилия "освободителей". Он убеждал народ не увлекаться льстивыми и заманчивыми речами, не участвовать в гибельных для государства забастовках. Священник посещал революционные собрания и вступал с бунтарями в горячие споры. Близкие не раз говорили ему о той опасности, которой он подвергается, но о. Владимир оставался непреклонным: "Если пастыри в такую тяжелую годину не будут отвлекать свою паству от неправых путей, то кто же вместо них может это сделать?"

Незадолго до Рождества Христова 1905 года о. Владимир получил первое письмо с угрозами. Батюшка предчувствовал, что произойдет что-то недоброе. Незадолго до наступления Рождественских праздников он купил револьвер и хранил его под подушкой, кроме того сделал кое-какие запоры к дверям своего дома, который находился на грани разрушения.

Рождественским утром священник получил третье угрожающее письмо, в котором негодяи "поздравляли" его с праздником. "Скоро замолчишь, – писали они. – Скоро к тебе придем". В своей последней проповеди о. Владимир говорил о первых веках христианства и сравнивал жизнь древних христиан с жизнью современных.

28 декабря, отслужив вечерню, батюшка возвратился домой. К нему зашел дьякон Никифор Макаренко. Напились чаю. Передав дьякону документы для годовой отчетности и отпустив его, о. Владимир из столовой перешел в кабинет. Усевшись у конторки, он взял книгу, чтобы заняться со старшим 11-летним сыном уроками греческого языка. Около него на диванчике поместилась матушка с двумя маленькими ребятами; двое других остались в столовой. В тот момент, когда о. Владимир раскрывал книгу, послышался шум и говор во входных дверях коридора, ведущих во двор. В это время девушка-прислуга отправлялась набрать из фонтана воды. В коридоре она встретила трех неизвестных прилично одетых молодых людей. «Что вам нужно?» – спросила она. «Батюшка дома?» – «Дома. Не входите, я доложу батюшке». – «Не надо, ты нам не нужна», – и посетители, оттолкнув девушку, бросились в комнату, ведущую в кабинет, возле раскрытых дверей которого в полуобороте сидел батюшка. Вслед за людьми вошла и прислуга. Один миг – люди очутились возле батюшки. На бегу один из них выхватил из кармана кинжал.

«Что вам, голубчики, нужно?» – встал к ним навстречу о. Владимир. В ответ один из них нанес ему удар кинжалом в плечо. Батюшка оттолкнул его назад, в комнату, соседнюю с кабинетом, и сам туда выбежал. Завязалась неравная борьба безоружного с тремя вооружёнными преступниками. Батюшка успел одного из них повалить на пол. Изрезанный кинжалами, батюшка упал и замолк. Матушка стояла, как окаменелая, застыв на месте. Испуганные дети спрятались в складках ее платья. Девятилетний мальчик хотел выскочить в окно, но грубая рука с окриком: «Назад!» толкнула его опять в комнату.

И тут случилось удивительное. В тот момент, когда страдалец, заливаясь кровью, упал на пол, один из бандитов в минутном порыве охватившего его ужаса и раскаяния стремительно припал к жертве своей с криком: «Батюшка! Прости!». – «Бог простит», – чуть слышно прошептал умирающий. В исступлении убийца бросился к матушке и на коленях, покрывая ее руки поцелуями, умолял о прощении... Но слова прощения вызвали новый взрыв ярости двух других преступников. Один из них, услышав звук голоса еще живой жертвы, поспешил прикончить ее. Последовал страшный удар кинжала в живот, от которого вывалились кишки. Другой с окровавленным кинжалом бросился к несчастной женщине. «Вам деньги нужны?.. Все, все отдам... Мужа убили... можете и меня убить... Только детей не трогайте!». – «Прости, матушка, мы тебя не тронем, не тронем и детей твоих», – успокаивал ее кающийся. «Вот все деньги, которые я имею теперь, – матушка отдала из комода 250 рублей, – теперь если не верите, можете убить меня... Доктора, доктора позовите!» – в исступлении кричала несчастная вслед убегавшим бандитам. Выбежавшие в первый момент из дома старший мальчик и прислуга дали знать соседям, которые, направляясь к дому батюшки, встретили убийц, но, не зная их, пропустили. Прибыли три врача из Алупки. Батюшку приподняли и переложили на кровать.

О. Владимир мало-помалу приходил в сознание. Первый вопрос его был обращён к врачам: «Положение безнадёжное?» «Этого теперь нельзя сказать, но серьёзное»,- ответили врачи. «В таком случае пошлите к отцу благочинному, сообщите ему о случившемся и о том, чтобы он немедленно поспешил приехать сюда напутствовать меня Святыми Таинами, да непременно дайте вооружённую стражу». Желание батюшки тотчас в точности было исполнено. За благочинным в Кореиз бы послан экипаж с тремя вооружёнными лицами. Через час прибыл протоиерей Василий Попов и причастил отца Владимира. Во время ожидания, не теряя сознания и понимая, что положение его безнадежно, страдалец не позволял врачам приступить к осмотру ран. Вначале он хотел исповедаться и причаститься Святых Таин. "Люся! Не уходи, слушай мою исповедь, – обратился, батюшка к жене, когда приехал священник. – Я никогда ничего не скрывал от тебя".

Только в 9 часов вечера врачи приступили к освидетельствованию ран, перевязке и операции. Раны оказались тяжелые. Первая, широкая, как бы рваная, была нанесена в плечо, кинжал прошел насквозь. Вторая – также сквозная – в руку. Третья, тяжелая – в бок; широкий разрез ее позволял видеть легкое. Четвертая рана, самая тяжелая, смертельная, оказалась в паховой области. Кинжал скользнул по кости, стесал часть ее и направился внутрь живота; слепая кишка и часть других выступили наружу. Перевязка и операция длились около часа, больной находился под действием хлороформа. Почти сутки прошли в жестоких страданиях. Врачи не отходили от о. Владимира, дожидаясь, когда он проснётся; через определённые промежутки времени они собирались на консилиум и установили дежурство, чтобы о. Владимир ни на минуту не оставался без врачебной помощи. Когда батюшка начал просыпаться после операции, появилось у него сознание, вместе с тем появилась в окружающих его лицах и некоторая надежда на его выздоровление. Отец Владимир как мог терпеливо переносил свои страдания. Обессиленный от потери крови, измученный, под влиянием успокоительных средств, о. Владимир большею частью находился в полузабытьи. Всё реже он стал приходить в сознание, которое, однако, не покидало его до самой кончины. Батюшка задавал вопросы дежурившему возле него врачу о состоянии своего здоровья, делал распоряжения и наставления неотлучно находившейся при нём своей жене. Но, несмотря на все старания, пульс слабел. Временами дежурившим у его постели врачам удавалось поднять деятельность сердца, но ненадолго.

Отец Владимир скончался 29 декабря 1905 года, в половине пятого вечера.

Кто были те люди, убившие о. Владимира, теперь трудно сказать. Нужны ли были им деньги о. Владимира или его жизнь? Утром 31 декабря получена была от командированного в Севастополь урядника телеграмма на имя пристава с. Алупки с извещением, что им арестовано в Севастополе три лезгина, будто бы причастные к убийству о. Владимира, с вещественными на это доказательствами. На следующий день в Севастопольских и Ялтинских газетах появилась заметка, что в Севастополе арестована шайка из девяти лезгин, причастных к убийству, а также и к другим преступлениям, имеющим место в Ялте и окрестностях.

Погребение о. Владимира состоялось 31 декабря, в субботу. Заупокойную Божественную литургию, по окончании которой состоялось отпевание, совершал благочинный протоиерей Василий Попов в сослужении духовенства.

Священник Владимир Троепольский был прославлен в лике священномучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года с установлением дня памяти в празднование Собора новомучеников и исповедников Российских.

28 июля 2019 года его имя внесено в святцы официального церковного календаря Украинской Православной Церкви с датой памяти 29 декабря [3].

Награды

  • набедренник (15 февраля 1894)
  • скуфья (1900)
  • архипастырская благодарность (12 августа 1893, от епископа Таврического Мартиниана)
  • серебряная медаль в память царствования Императора Александра III (26 февраля 1896)



[1]  В жизнеописании священника ошибочно указано "село Коломна Малоархангельского уезда Орловской губернии", однако такого села в Малоархангельском уезде не было. Священник Капитон Троепольский служил в с. Колпны.

[2]  "Выпускники Орловской духовной семинарии 1884 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/orlsem.html

[3]  "Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви", 29 июля 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5478738.html и "В Симферопольской епархии впервые молитвенно отметили день памяти священномученика Владимира Троепольского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 января 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5562487.html

Редакция текста от: 27.09.2021 07:15:04

"ТРОЕПОЛЬСКИЙ ВЛАДИМИР КАПИТОНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google