Мч. Моавий, в крещении Иоанн, царь Персидский. Икона |
В греческом житии святителя Феодора, епископа Эдесского есть рассказ о том, как из-за притеснений со стороны еретиков (манихеев, несториан, монофизитов) он оставил кафедру и отправился для разрешения конфликта в Багдад ("Вавилон"). Там он был представлен халифу Моавию, который был тогда серьезно болен. Призвав в помощь Господа, епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал Моавию испить, и больной исцелился. В благодарность царь распорядился о возвращении церковного имущества православным Эдессы и об изгнании из города еретиков, если те не примут Православие. Расположившись к святому Феодору, Моавий с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя своими слугами-аланами принял святое Крещение в реке Тигр, в котором получил имя Иоанн. Восприемником царя стал племянник и спутник святителя Феодора Василий, впоследствии епископ Амасийский и автор Жития святителя.
Иоанн пожелал иметь у себя частицу Животворящего Креста и отправил через святителя Феодора письмо с просьбой об этом в Константинополь. Император Михаил III и праведная императрица Феодора передали Иоанну ковчежец с частицей мощей и ответное письмо. Исполнив поручение, святитель Феодор в присутствии халифа Моавия-Иоанна провёл в Багдаде официальный диспут о вере с иудеями, завершившийся победой христиан.
После отъезда святителя Феодора Иоанн получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил себя христианином, за что был растерзан толпой вместе со своими слугами-христианами (30 мая, по другой версии 13 мая). Останки мученика были погребены в храме, от них совершалось множество чудес. Святой Иоанн дважды являлся святителю Феодору - сразу после смерти и вторично три года спустя, предсказав святителю кончину (+ 848).
Почитание Моавия-Иоанна, не зафиксированное в греческих и восточных источниках, нашло, однако, отражение в русских минологических памятниках, вероятно, благодаря широкому распространению на Руси Жития святителя Феодора Эдесского. В русских святцах XVI-XVII вв. [2] и в современной русской Минее под 9 июля указана память не только свт. Феодора, как в Великих Минеях-Четьях и в современном календаре Русской Православной Церкви, но и святых, упоминаемых в его Житии, в т. ч. Иоанна Моавия; отдельно Иоанн упоминается в русском списке Иерусалимского Типикона [3] и в некоторых святцах [4] под 3 и 4 мая. Обращение Иоанна Моавия в христианство отмечено в Воскресенской летописи (нач. 1540-х годов [5]), Хронографе западнорусской редакции (начало второй половины XVI в. [6]), в качестве приписки в Житии кн. равноап. Ольги [7].
Наиболее близким к греческой форме имени Мавия является арабское имя Муавия, однако халифы с таким именем правили лишь в VII веке. Возможно, по этой причине в арабской версии Жития вместо Мавии фигурирует халиф аль-Мамун (813 - 833), популярный в арабо-христианской литературе [8]. А. А. Васильев первоначально [9] предположил, что историческим прототипом Иоанна мог быть Аббас, сын халифа аль-Мамуна, казненный своим дядей халифом аль-Мутасимом (833 - 842) за попытку захватить власть и за связи с Византией (согласно армянской версии «Хроники» Михаила Сирийца, Аббас принял христианство). Впоследствии Васильев отказался от этой гипотезы и поддержал мнение большинства ученых (Х. М. Лопарёв, Н. Бонвеч), видевших возможный прототип Иоанна в аль-Мувайяде, сыне халифа аль-Мутаваккиля и современнике свт. Феодора (тайно убит своим братом аль-Мутаззом 8 августа 866 года). С другой стороны, ряд исследователей (М. Свансон, С. Гриффит) считают Житие свт. Феодора Эдесского "агиографическим романом", а историю обращения Иоанна - повествованием исключительно назидательного характера, лишенным исторической основы.
Молитвословия
Тропарь, глас 6
И́же ко Христу́ ве́рою/ боле́знь теле́сную исцели́, с не́юже и душе́вную,/ наставля́емь от честна́го твоего́ учи́теля Фео́дора,/ сла́вный царю́ Моа́вие Иоа́нне,/ и, страда́ние по Христе́ ку́пно с ве́рными твои́ми треми́ о́троки сконча́в,/ яви́ся в царе́х му́ченик, в му́ченицех же царь,/ по Христе́ тече́ние сконча́в, от свои́х раб во́лею пострада́,/ и, сугу́бу честь от Бо́га прии́м, / Его́же моли́ ку́пно с треми́ ве́рными твои́ми о́троки// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас тот же
Пре́жде бы́вших вавило́нских царе́й неве́рие попра́в/ и одоле́в Навуходоно́сорову суровству́,/ честны́й царю́ Моа́вие Иоа́нне,/ он бо дре́вле три о́троки от Бо́га не одоле́, но посрами́ся,/ ты же, с собо́ю три о́троки име́я, врага́ одоле́/ и сих к Бо́гу приве́л еси́./ Сего́ ра́ди ти зове́м:// ра́дуйся, премени́вый тле́нное ца́рство на нетле́нное.
Литература
- Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского / Изд.: И. С. Помяловский. СПб., 1892. С. 72-116;
- Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII-IX веков // ВВ. 1912. Т. 19. С. 52-60, 62-64;
- Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa // BNJ. 1921. Bd. 2. S. 285-290;
- Vasiliev A. A. The Life of St. Theodore of Edessa // Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225;
- Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d'Edesse // Bsl. 1949. Vol. 10. P. 229-240;
- Малахов С. Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского // Аланы: Западная Европа и Византия / Отв. ред.: В. Х. Тменов. Владикавказ, 1992. С. 135-148;
- Griffith S. H. The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present / Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169;
- Максимов, Юрий. "Мученик Иоанн-Мавия – православный «халиф»", страница портала Православия.Ru:
Использованные материалы
- Моисеева С. А. "Иоанн мч. (пам. 9 июля), «персидский царь»..." // Православная энциклопедия, т. 23, с. 315-316:
- Минея. Июль, часть 1. Изд. Московской Патриархии, с. 506-507 (молитвословия):
[1] Минея. Июль, часть 1. Изд. Московской Патриархии, с. 632, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1632.html; "Арабский правитель и христианский мученик", страница блога священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/224212.html; Моисеева С. А. "Иоанн мч. (пам. 9 июля), «персидский царь»..." // Православная энциклопедия, т. 23, с. 315-316, http://www.pravenc.ru/text/469310.html.
[2] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207
[3] ГИМ. Син. № 336, 1548 г.
[4] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130, 132
[5] ПСРЛ. Т. 7. С. 250
[6] ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 152
[7] РНБ. Погод. № 744; кон. XVI - нач. XVII в.
[8] см.: Swanson M. N. The Christian al-Mámu n Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / Ed. D. Thomas. Leiden; Boston, 2003. P. 63-92
[9] ЖМНП. 1893. Ч. 286. Март. С. 209-210