Сщмч. Сергий (Штенко) пресвитер, мчч. Кирилл (Приймак) и Прохор (Бунчук), Васильевские |
Память 13 апреля (Николаев.)
Родился 24 августа 1875 года в селе Хондаковка Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне село Новокондаково Снигиревского района Николаевской обл.), в семье стихарного диакона Василия Ивановича Штенко и крестьянки Феодосии Васильевны. Родители будущего священника были людьми небогатыми, но все силы и средства они вкладывали в образование и воспитание сына, которого они желали видеть грамотным священником.
Сергей Васильевич окончил Одесскую духовную семинарию и в 1897 году был определен псаломщиком в Рождественскую церковь села Отбедо-Васильевки (ныне село Василевка Снигиревского района Николаевской области), затем был рукоположен во диакона к той же церкви, а в 1898 году - во священника.
Проживал он со своей семьей в церковном доме, где сегодня находится детский сад с. Василевки. Рядом с домом был разбит большой сад, в палисаднике – множество цветов. Трудился в саду батюшка всегда сам. Отец Сергий был среднего роста, русый, среднего телосложения, лицо овальное, нос прямой, глаза выразительные, носил небольшую бороду. Помнят его строгим и требовательным в делах веры и порядка. Всегда ходил в подряснике и сапогах, как воин. Преподавал в школе Закон Божий, прихожане его любили.
Ближайшими сподвижниками о. Сергия были его духовные чада: староста храма Прохор Бунчук и попечитель Кирилл Приймак.
Существовала старая легенда, будто бы императрица Екатерина II на пути из Кременчуга в Херсон остановилась у местного священника. Здесь царица отобедала, и село на целых полтора столетия получило название Отобедо-Васильевка или Отбедо-Васильевка. За теплое гостеприимство государыня пожаловала селянам золотую чашу и распорядилась, чтобы в деревне построили церковь. И когда в 1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей, легенда о золотой чаше особенно будоражила воображение грабителей. В Отбедо-Васильевку неоднократно приезжал уполномоченный Егоров. Особенно он требовал предоставить золотой крест и золотую чашу. Прихожане и церковный староста Прохор Бунчук уверяли его, что в церкви нет никакого золота, но большевики не верили.
По свидетельству дочери Кирилла Приймака Каплий Пелагии (Полины) и других очевидцев, трагедия случилась на пасхальной Седмице 1922 года. Егоров в очередной раз прибыл с намерением начать изъятие ценностей, упорно пытаясь довести намеченное дело до конца. На набатный колокольный звон сбежались прихожане, в основном женщины из сестричества, организованного для охраны храма. Они не только не допустили к церкви грабителя, но даже избили его. Это и явилось предлогом властей назвать этот инцидент крестьянским бунтом и вызвать вооруженное подкрепление из числа красноармейцев. Жестоко, плетками были наказаны некоторые из женщин, а две из них от побоев скончались.
В организации бунта власть обвинила священника, о. Сергия Штенко, а также мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака. В докладе в Херсонский уездисполком Снигиревского гарнизонного военкома они были названы "выдающимися котрреволюционерами, подбивавшими толпу на избиение старшего милиционера т. Егорова, и призывающими население на восстание, умереть, но не допустить, чтобы советские паразиты ограбили храм…" [1].
Ночью за ними пришли красноармейцы. Арестовали о. Сергия Штенко, Прохора Бунчука, Кирилла Приймака и сына Прохора Бунчука Никиту. Повезли в Снигиревку (ныне райцентр), которая находится в нескольких километрах от Васильевки. Но в участок их не доставили. Отец Сергий начал креститься. Охранники принялись рубить ему руки саблями. Прохор Бунчук поспешил на помощь батюшке и был тут же убит выстрелом. Его сын Никита, пользуясь суматохой и темнотой, убежал.
Побег разозлил чекистов. Они остановили телегу в балке с тремя колодцами на окраине Снигиревки. Один из них был с соленой водой, два - с пресной. Большевики начали избивать арестованных. Священнику выбили зубы, отрезали уши, кололи саблями тело. Истекающие кровью арестованные просили пить. Охранники давали им пить из соленого колодца. Пытки продолжались до рассвета.
Пьяные палачи открутили голову Кириллу Приймаку и бросили собакам, сбежавшимся в балку на запах крови. Отцу Сергию выкололи глаза, изуродовали лицо, а потом распороли живот и намотали внутренности на коловорот колодца. Священник скончался в страшных муках. На рассвете чекисты второпях, едва присыпав трупы землей, уехали.
Люди из Васильевки в последующие дни носили передачи в милицейский участок, думая, что их батюшка и односельчане живы, пока жена возницы, свидетеля тех страшных событий, тайно, под клятвою неразглашения, не сообщила жене Кирилла Приймака Миронии о страдальческой кончине арестованных и месте их захоронения. Это известие подтвердилось другим фактом: сельские дети, играя в балке, увидели торчащую из земли руку. Останки страдальцев были собраны и перенесены в храм, где по православному чину были отпеты и похоронены в ограде церкви. Впоследствии, после похорон, дочь Кирилла Приймака Марьяна нашла в балке голову своего отца. Не выдержав такого испытания, она потеряла рассудок. Голову тоже захоронили в братской могиле. Стараниями верующих на месте захоронения убиенных было сооружено надгробие, но власти его разрушили, а могилу сравняли с землей.
Совсем иную картину событий кончины арестованных священника, старосты и попечителя передают архивные документы. Здесь единогласно констатируется причина их смерти - расстрел при попытке к бегству. Так же фальшиво описывала эти события и местная пресса. В газете "Красный Николаев" за 4 мая 1922 года сообщается, что "в Отбедо-Васильевской волости несколько женщин сопротивлялись изъятию церковных ценностей, при этом побив безоружного милиционера. Председатель церковного совета арестован и предается суду Ревтрибунала".
В начале 1990-х годов родственники пострадавших и жители Васильевки обратились к местным и духовным властям о сооружении памятника над могилой. Такое разрешение было получено от местных властей, а архиепископ Василий (Васильцев) благословил, чтобы прежде определили точное место их погребения. При раскопках насыпанного прихожанами холмика, в присутствии настоятеля прихода протоиерея Валентина Рака, в начале была найдена голова, потом - три деревянных гроба. Голову страдальца Кирилла в отдельном деревянном ящике положили поверх его гроба и зарыли могилу. На месте их погребения был установлен памятник. В городе Снигиревке, в балке, на месте, где были замучены иерей Сергий, миряне Прохор и Кирилл, установлен крест, который 16 мая 2004 года был освящен правящим архиереем, архиепископом Питиримом.
Мощи новомучеников Васильевских в кафедральном Николаевском соборе |
18 апреля 2008 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было решено "благословить для местного прославления и почитания священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака" [2].
Литература
- Мчч. Василіївські: Календарь УПЦ, с. 51, 153, 151, 141
- Котляр Ю.В., Соловьева А. С. Крестьянские религиозные восстания на юге Украины (1917-1922 гг.) // Сумський історико-архівний журнал. - 2016. - № XXVІI. - С. 19-28:
Использованные материалы
- Иерей Андрей Чиженко "Пасха красная николаевских мучеников". По материалам брошюры "Житие Васильевских новомучеников", изданной Николаевской епархией в 2008 году
- "Святые новомученики Васильевские: священномученик Сергий и св. мученики Кирилл и Прохор"
[1] Госархив Николаевской обл., ф. р. 916, оп. 1, д. 29, стр. 57
[2] Журнал № 33 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви - http://sinod.church.ua/2014/01/15/zasidannya-18-kvitnya-2008-roku/