Протоиерей Раевский Михаил Федорович. Фото из журнала "Нижегородская старина", 2011 г. |
Родился 17 июля 1811 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье священника Феодора и Евдокии Раевских. Родной брат прот. Иоанна, Александры, прот. Николая, свящ. Димитрия.
В 1829 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, в 1833 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Вступил в брак с Анной Федоровной, дочерью священника Феодора Песоцкого. В семье родилось двое детей - сын и дочь Людмила.
Назначенный после академии законоучителем, он вскоре оставил педагогическую деятельность. Получив место настоятеля русской посольской церкви в Стокгольме (Швеция), покинул Россию. И с тех пор находился в сфере двух ведомств: Святейшего Синода и Министерства иностранных дел. За короткое пребывание в Стокгольме он овладел шведским и ознакомился с другими скандинавскими языками. К этой поре он уже владел церковнославянским, латинским, греческим, немецким и французским языками.
В 1842 году был перемещен на ту же должность в Вену, где и оставался до своей смерти. При нем православная церковь в Вене стала духовным центром славян, проживавших на территории Австро-Венгрии. Через Австрию как центр Европы пролегали пути русских подданных, направлявшихся в Италию, Германию, Францию и Испанию. Сначала галицийские малороссы, а потом и другие православные славяне, проживавшие в Вене, сербы Карловацкой епархии и словаки стали заходить к нему домой по окончании богослужения.
Горячий поклонник возрождения славянства, он всю свою долгую жизнь посвятил служению этой идее. Он поддерживал постоянные сношения со всеми выдающимися славянскими деятелями на самых разнообразных поприщах. Он прекрасно знал и собирателей преданий славянства, и воскресителей народного языка — Штура, Гая, Вука Стефановича, и славянских героев и вождей — князя Милоша Сербского, патриарха Иосифа (Раячича), Черногорского князя Петра и других. Через него русские профессора и ученые (Погодин, Срезневский, Бодянский) вступили в сношения со всеми известными деятелями в области славянской литературы и науки. Деятельность протоиерея Раевского всегда отличалась самым миролюбивым характером, и, поддерживая сношения с политическими деятелями славянства, он никогда не вмешивался в политические дела Балканских народностей. Этим только и объясняется его продолжительное пребывание в Вене, где австрийское правительство очень зорко следило за всеми мало-мальски причастными к освободительным замыслам на Балканском полуострове. Раевский пользовался даже некоторой популярностью у австрийских властей и имел австрийские ордена. Впрочем деятельность о. Михаила как-то дала повод Австрии выразить свое неудовольствие российскому правительству. Николай I, узнав, что министр юстиции граф В.Н. Панин знаком с братом венского священника - Н.Ф. Раевским, сказал: "Передайте же нашему Раевскому, чтобы он предупредил своего венского брата быть осторожнее. Иначе он попадет из Вены в Якутск". К счастью, на помощь венскому протоиерею пришла великая княгиня Елена Павловна, которая по случаю болезни дочери жила в Вене, где познакомилась с Раевским и приняла живое участие в заботах о помощи нуждающимся славянам.
Среди тех людей, кого жизнь свела с протоиереем Раевским, были Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) - князь, сенатор, известный поэт; Г.В. Жомини - один из крупных теоретиков военного искусства; князь Вл. Одоевский (1804-1869), писатель и музыкальный критик; Ф.И. Тютчев (1803-1886), поэт; А.Н. Островский (1823-1886), драматург; А.Х. Востоков (1781-1864), российский филолог; Н.А. Попов (1833-1891), историк. В числе его корреспондентов были знаменитый филолог И.А. Бодуэн де Куртенэ и композитор М.А. Балакирев, писатель И.С. Тургенев. Но особенно близок протоиерей был с семьей И.С. Аксакова (1823-1886), публициста и общественного деятеля, редактора газет "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868) и "Москвич" (1868).
В начале 1860-х годов судьба свела о. Михаила с Николаем Милошем, будущим знаменитым канонистом и защитником сербского православия, будущим епископом Никодимом (Милошем), который по совету протоиерея оставил Венский университет и поступил в Киевскую духовную академию. Через Раевского русские профессора и ученые (М.П. Погодин, И.И. Срезневский, О.М. Бодянский) поддерживали переписку со всеми известными деятелями славянской литературы и науки.
В 1856 году, после окончания Крымской войны, на отца Михаила русским правительством была возложена обязанность по устройству в славянских странах церквей и школ. А в 1860 году он стал представителем Московского славянского благотворительного комитета.
Отец Михаил оказывал материальное покровительство славянской молодежи. Он собирал средства, на которые обучались многие из студентов-славян, помогал улаживать множество проблем, возникавших в связи с получением виз, паспортов, рекомендательных писем. Ему писали и о финансовой неустроенности, и о бытовых проблемах, с которыми сталкивались эмигранты в России. И он пытался помочь каждому, чем только мог.
Будучи членом Копенгагенского общества северных антиквариев и многих славянских обществ, он вошел в историю как один из родоначальников идеи созыва славянского съезда в России (1867). М.Ф. Раевский активно участвовал в организации Всероссийской этнографической выставки: вел обширную переписку со многими учеными и руководителями национального освободительного движения славян.
В XIX веке Вена служила местом стечения многих православных, которые нуждались в своем религиозном центре. Протоиерей Михаил Раевский выдвинул идею о необходимости создания в Вене величественного каменного храма. Он исходатайствовал разрешение и начал сбор пожертвований на строительство храма. Помощником у него был священник Василий Архангельский.
Протоиерей Михаил Раевский скоропостижно скончался 2 мая 1884 года в Вене, на 73-м году жизни. Тело его было перевезено в Петербург и погребено на Смоленском кладбище.
Биографии и полной истории деятельности Раевского еще нет; имеется лишь для нее материалы:
- письма (еще неизданные) к В.И. Ламанскому, находившемуся с ним в продолжительной переписке;
- письма Раевского к ростовскому археологу А.А. Титову , за время с 1854 по 1874 г. (изданы Титовым в 1884 г.), в которых речь идет о домашней жизни Раевского, ученых его занятиях и отношениях к славянству;
- оставшаяся после Раевского коллекция его бумаг, находящаяся ныне в музее Киевской духовной академии.
Сочинения
- "Упсальский университет" ("Журнал Мин. Народного Просвещения" 1845 г., ч. XLV)
- "О народных элементарных школах в Швеции" (там же, 1845 г., ч. XLVII)
- "Социальные школы в Швеции" (там же, 1846 г., ч. LI)
- "Le grand canon de St. André de Crête", Вена. 1849 г.
- "Описание Герцеговины", Вена. 1850 г.
- "Le vêpres de la Pentecôte", Paris. 1852 г.
- "Ritus der orthodox Katholischen Kirche bei der Krönung der Kaiser aller Russen", Вена. 1856 г.
- "Gebetbuch zum Gebrauch der orthodoxen Christen", Вена. 1861 г.
- "Liturgische Bücher der orthodox — Katholischen Kirche", Вена. 1861 г., 3 тома
- "О национальном и религиозном движении русского народа в Галиции ("Христианское чтение" 1862 г., кн. 7)
- "Слово к славянам в день празднования тысячелетия пришествию св. Кирилла и Мефодия в землю славянскую" ("Православное Обозрение" 1863 г., кн. 5). Это же "Слово" перепечатано и в "Киевских епархиальных Ведомостях" (1863 г., № 12)
- "Избрание Литвиновича митрополитом Галицким" ("Духовная Беседа" 1864 г., № 23); то же перепечатано и в "Северной Пчеле" (1846 г., № 144)
- "Приветствие М. П. Погодину" ("Пятидесятилетие гражданской и ученой службы М. П. Погодина", М. 1872 г., стр. 90—91)
- "Из Вены" — новейшие сведения о церковном движении у галицких униатов ("Духовная Беседа", 1864 г., № 20; "Северная Пчела" 1864 г., № 121)
- "Окружное послание галицийского (униатского) митрополита") ("Духовная Беседа" 1864 г., № 42).
После смерти М. Ф. Раевского напечатаны его "Письма к О. М. Бодянскому" ("Афиши и объявления" 1884 г., №№ 407, 409, 411—413. Отдельный оттиск: М. 1884 г.). Его письма к кн. П. А. Вяземскому напечатаны в "Щукинском Сборнике", т. VI, а "Письма к А. С. Норову" в "Русском Архиве" 1895 г., кн. 11, стр. 354—366. Часть библиотеки М. Ф. Раевского, по духовному завещанию его, поступила в Московскую Духовную Академию.
- "Газета Гатцука" 1884 г., № 18; "Московские Ведомости" 1884 г., №№ 124, 127—129, 132 и 134
- "Исторический Вестник" 1884 г., июнь, стр. 700
- "Православное Обозрение" 1884 г., т. II, № 5—6, стр. 384—386
- "Всеобщий календарь" 1885 г., стр. 580
- "Новое Время" 1884 г., 4-го мая, № 2938
- "Почин" 1896 г., стр. 33—34
- "Щукинский Сборник" T. VI, стр. 321—325
- "Сочинения К. С. Аксакова, т. VII, стр. 725—726
- Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". Выпуск IV; "Русский Архив" 1896 г., 3 кн., стр. 471—472.
Использованные материалы
- Казнина С.В., Казнина Т.В., Из рода Раевских, журнал "Нижегородский музей", 2012, № 23
- "Михаил Федорович Раевский" // Большая Биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева