Священник Александр Скрынченко |
Родился 8 июля 1891 года в городе Бирюче Воронежской губернии в семье псаломщика Евдокимо-Клеопатровской церкви слободы Нижняя Лубянка Михаила Дмитриевича Скрынченко и его жены Евдокии Михайловны. Украинец. Из дворянского сословия.
В 1909 году окончил Бирюченское духовное училище по III разряду [1].
17 ноября 1910 года определен исправляющим должность псаломщика к Николаевской церкви хутора Самойленкова Острогожского уезда. 5 мая 1912 года утвержден в должности.
22 апреля 1919 года назначен на священническое место этой же церкви и был рукоположен во священника. Служил он вдохновенно, у него был необыкновенно красивый голос.
В 1929 году о. Александра с семьей выселили из дома, конфисковали все имущество, даже заставили о. Александра, когда он пришел после службы из храма, снять обувь и забрали эту обувь. Тогда о. Александр отнес последнее, что у него осталось, - обручальное кольцо, - в торгсин и принес за него муки и немного какой-то крупы.
В 1930 году арестован и привлекался по ст.58-10 УК РСФСР, подробности неизвестны. Был освобожден.
Служил священником Никольской церкви хут. Самойленкова и 25 декабря 1933 года назначен благочинным Ольховатского округа, вместо свящ. о. И. Рогозина "в связи с лишением свободы".
27 апреля 1937 года был арестован органами Подгоренского РО НКВД и заключен в тюрьму г. Россоши. Из анкеты арестованного: "Состав семьи - 8 человек". Проходил по групповому делу "Дело к/р монархической церковной группировки, Воронежская о., Подгоренский р., 1937г." в составе группы из 6 человек.
Из постановления на арест: " ...Начиная с 1932 года Скрынченко среди верующих граждан хут. Самойленко и Скорорыба проводит систематическую к/р пропаганду, направленную против существующего строя, распространяет к/р клевету на руководителей партии и правительства...".
На допросе 28 апреля 1937 года показал, что "ходил с предпраздничными молитвами перед Рождеством и Пасхой по домам верующих, но а/с агитации не вел". На допросе 13 мая 1937 года показал, что являлся участником к/р группы и в участии в а/с разговорах с другими священниками.
Из материалов дела: "Весной 1936 года препятствовал использованию части церковного помещения под для яровизации семенных культур, уступил только под давлением местных властей. Виновным себя в этом не считает".
О.Александра возили на допрос в с. Подгорное, и тогда разрешали передать передачу. Последнюю передачу, букетик полевых цветов, о. Александру передали две дочери 22 июля 1937 г., в день его именин. Милиционер, принимавший передачу сказал: "Ему ли там до цветов, но ладно, давайте, пущай понюшит". Это было последнее свидание.
16 августа 1937 года Россошанским РО УГБ "на участников к/р группы" было составлено обвинительное заключение:
23 августа 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Воронежской обл. осуждён по обвинениею в "участии в к/р монархической церковной группе, в обсуждении с членами группы методов борьбы с Соввластью, распространении клеветы на руководителей ВКП(б) и ведении к/р пораженческой агитации" и приговорён к расстрелу.
Расстрелян 31 августа 1937 года в Россоши.
31 июля 1989 года реабилитирован заместителем прокурора Воронежской области по 1937 году репрессий [2].
Документы
- ЦДНИ Воронежской обл. Д.П-25712.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
[1] После летних каникул переэкзаменовывал латинский и географию - "Разрядный список учащихся Бирюченского духовного училища", Воронежские епархиальные ведомости, 1909, № 15 с. 306.
[2] По другим данным, реабилитация была 30 июня 1989 года.