Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВИННИЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Винницкий Спасо-Преображенский кафедральный собор
Винницкий Спасо-Преображенский кафедральный собор
Винницкий кафедральный собор в честь Преображения Господня неканонической Православной Церкви Украины

Основанием своим собор обязан трагедии, постигшей его предшественника, полностью уничтоженного пожаром, - доминиканский монастырь в селе Селище (бывший Черленков). Новый монастырь в 1639 году было решено основать на землях Винницы как часть деревянных оборонных сооружений крепости. Главным инициатором сооружения стал Стефан Черленковский, а земли были выделены Яном Ордживольским.

Спустя почти десятилетие хозяева монастыря (монахи-доминиканцы) покинули свою обитель, спасаясь от войск Максима Кривоноса во время украино-польской войны 1648-1654 годов.

В 1758 году граф Михаил Грохольский (1705 - 1765) принимает решение о реконструкции костела с возведением в его стенах родовой усыпальницы Грохольских.

Однако по итогам русско-польских войн в 1772 году территория Винницы отошла к Российской империи, поэтому костел постепенно приходит в запустение - в начале XIX века количество монахов в нем составляло лишь пять человек.

В 1832 году монастырь был упразднен, а его костел был передан в ведение православного духовенства и в 1833 году освящён как православный храм. Для придания ему черт православного храма, на фасадных башнях возвели новые шатровые завершения. Ещё один шатёр устроили над специально устроенным фальшивым барабаном над средокрестием.

В 1847 году собор посетил Николай I с сыновьями Александром и Николаем. Через год Николай І собственноручно подписал проект реконструкции Преображенского собора, которую из-за недостатка средств начали лишь в 1860 году.

В 1855 году настоятель собора протоиерей Порфирий Вознесенский обратил внимание на то, что много прихожан почти не посещают церковь зимой. Причиной был холод, от которого страдали также и священнослужители. Поэтому было принятое решение о постройке теплой церкви, которую по совету архитектора Кулаковского устроили в нижней части собора, где была крипта (семейный склеп) рода Грохольских. Перед реконструкцией подвала был соблюден ряд формальностей. Каменецкий римо-католический епископ направил в Винницу своего представителя, который вместе с настоятелем 18 мая 1855 года составил акт: "Все целые гробы перенесли в помещение возле входа по правую сторону и замуровали; разрушенные (числом два) опустили в могилу, выкопанную в южной стороне подвала, и засыпали. Все это сделано без всякой огласки и церемоний". После чего помещение побелили, постелили деревянный пол и поставили иконостас. 1 ноября 1855 года нижняя церковь была освящена в честь св. Космы и Дамиана в память о предшествующем соборном храме.

После революции 1917 года, все три шатра убрали, а немного позднее снесли и башни. Высота сохранившейся части здания доходит до карниза второго яруса. Однако переделки почти не изменили первоначального плана собора. Храм представляет собой компактный, рационально решенный ансамбль, который состоит из костёла и монастырского корпуса.

В 1922 году собор был ограблен советской властью. Дважды собор закрывали. Первый раз в 1930 году - тогда храм превратили в резиновый склад, и вторично в 1962 году, когда в церковном помещении разместился спортзал.

В 1980-х годах в помещении храма был размещен зал органной и камерной музыки, который просуществовал до 1990 года, пока по решению областной и городской власти собор был снова передан Церкви.

Еще некоторое время продолжалось противостояние между представителями управления культуры и верующими, пока орган не был демонтирован и перенесен в соседний капуцинский костёл, и пока в 1990 году городской председатель Д.В. Дворкис официально не передал Церкви документы на соборное здание.

Утром 15 декабря 2018 года, в день проведения т.н. Объединительного собора, в котором принял участие и винницкий архиерей Симеон (Шостацкий), к собору подъехали около 20 молодых людей спортивного телосложения и отобрали у охраны ключи от всех помещений комплекса [1]. Таким силовым методом ушедший в раскол митр. Симеон сохранил контроль над соборным храмом. В воскресенье, 16 декабря, завершая литургию в кафедральном соборе, митр. Симеон заявил, что он уходит в новую церковь. Люди разделились: половина рукоплескала, а вторая половина людей покинула храм. С ними ушла половина архиерейского хора. Ушёл из собора весь большой детский хор. Покинула собор половина священников, почти весь иподиаконский состав, вся прислуга, повары и охрана [2].

Архитектура

Костел кирпичный, прямоугольный в плане, трёхнефный, шестистолпный, с прямоугольными сакристиями. К нему примыкают кельи. Фасады в стиле барокко. В интерьере сохранились фрагменты настенной живописи XVIII века. Перекрыт полуциркульными сводами с распалубками. На хоры ведет деревянная винтовая лестница. Под зданием находится крипта, перекрытая полуциркульными сводами с распалубками.

Собор обращён фасадом на улицу Соборную, старейшую транспортную артерию города, бывшую улицу Ленина, Почтовую, а еще раньше — Летичевскую дорогу. Здание расположено выше корпуса келий монастыря доминиканцев.

Объемно-пространственное построение кляштора основано на строгой взаимосвязи функциональности и формы. Костёл в плане представляет собой прямой крест с очень короткой продольной «перекладиной» - трансептом. Своей вершиной - хором - крест как бы «вставлен» в проем огромной буквы «П», составленной корпусами келий, замыкая в каре небольшой внутренний дворик - атриум.

Пазухи - запады между наружными стенами хора, трансепта и корпуса келий заполняют баптистерий (крещальня) и сакристия (ризница), которые служат переходными звеньями между костёлом и корпусом монастыря.

Классический итальянский атриум включает традиционную аркаду лоджий - проемы арок были заложены и устроены обычные окна, освещающие сводчатый коридор, двери из которого вели в кельи. Наружные стены двухэтажного корпуса келий почти лишены декора и только симметричные фасады - торцы, примыкающие к углам трансепта, оформлены рустикой, нишами и характерными для раннего барокко высоко поднятыми фронтонами. Декор фронтонов очень близок по рисунку фронтону западной пристройки к монастырю иезуитов.

Значительно богаче украшен фасад костела. Его нижний ярус, расчлененный раскреповками, отдекорирован плотно теснящимися пилястрами тосканского ордера, которые сгруппированны соответственно расположению угловых башен. В этих местах стена между пилястрами круглится, придавая фасаду живость, усиливая игру светотени. Архитектурное убранство второго яруса, несмотря на то, что оно вторит оформлению нижнего этажа, отмечают уже некоторая сухость и эклектичность: упрощенные капители пилястр, форма окон и рисунок их наличников, неувязка по высоте и профилю карниза с карнизом старого здания костёла - все это результаты переделки XVIII века. Зодчие же предшествующего столетия «играют» архитектурными формами весело и задиристо. Торцам трансепта, как и торцам фасадной части, придана в плане та же мягкая, легкая выпуклость, которая усиливает композиционный акцент на главном фасаде здания.

Интерьер

Интерьер храма раскрыт на всю его высоту. Интерьер украшают пышные коринфские капители пилястр и богатое нагромождение нарастающих линий антаблемента. В целом компоновка и оформление кляштора соответствовали двум целям: с одной стороны, великолепный, богато декорированный костёл, храм божий, с другой — скромные, аскетически строгие, лишенные какого бы то ни было украшения гладкие стены корпуса келий, с маленькими окнами, со скрытым от посторонних глаз внутренним двориком — простая обитель монахов доминиканцев.

Кельи

Кельи были пристроены в 1765 году, располагаются по ул. Полины Осипенко. Сооружение келий кирпичное, П-образное в плане, двухэтажное. Вместе с костёлом образует внутренний дворик. Северные фасады келий завершены фронтонами в стиле барокко. Внутренняя планировка келий коридорная с односторонним расположением помещений. В кельях перекрытия плоские балочные, в коридорах — полуциркульные своды с распалубками.

Башня и стены

Башня и стены были построены иезуитами ещё до начала строительства доминиканского костёла в 1617 году. Бо́льшая часть стен с башнями, которые окружали иезуитский и доминиканский монастыри, разрушена (см. Винницкие муры). Сохранилась лишь угловая юго-западная башня с южной и частью западной стен. Башня кирпичная, квадратная в плане, с закругленными углами, одноярусная, на высоком расширяющемся книзу цоколе, укреплена контрфорсами, перекрыта сводами. Стены сложены из кирпича, имеют многочисленные бойницы.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  "Неизвестные захватили кафедральный собор Винницы" - http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=71548

[2]  "Прихожане и служители собора Винницы массово покинули храм после заявления митрополита Симеона об уходе в новую "церковь" - http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=71572

[3]  В Виннице умер протоиерей Василий Ришко, https://real-vin.com/v-vinnice-umer-protoierej-vasilij-reshko

Редакция текста от: 26.12.2018 07:16:48

"ВИННИЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google