Прп. Досифея Китаевская. Гравюра, XIX в. |
Память 25 сентября, в Соборах Киевских и Рязанских святых
В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья "скрылась" во время прогулки с сестрами в роще.
Она остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где представилась беглым крестьянином Досифеем и была принята на послушание.
Три года длилось пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую Лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.
В Киеве, как беглый, Досифей не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании». Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.
В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» [3]. Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.
Вероятно, после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры.
В 1766 году монах Досифей был вновь переведен в Китаевскую пустынь. К этому времени он «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Федора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в Киевском Вознесенском Флоровском монастыре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать» [4]. Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифея по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пустынь, где жил в уединенной келье у пруда.
По церковному преданию, именно прп. Досифей благословил на постриг прп. Прохора Мошнина (буд. прп. Серафима Саровского).
Спустя 20 лет сестра Дарьи-Досифея посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал "не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа". Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых и опознала Дарью по портрету старца.
Год кончины прп. Досифея разные источники указывают от 1775 [5] до 1778 г. [6]. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Дорофея в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» [7]. В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25» [8].
Православная энциклопедия считает наиболее достоверной датой кончины 25 сентября 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено [9].
В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания "прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха" [1].
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя "преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы" включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [2].
Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. Три попытки их обретения оказались неудачными. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифеи и воздвигнуто новое. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. "келья Досифеи", где каждый может почтить память преподобной.
Источники
Прп. Досифей Китаевский. Икона, XX в. |
В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, что Досифей на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана [11], который являлся келейником Досифея, последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни.
Вероятно, история из Соловецкого патерика, объединенная со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Досифея, составленного послушником Киево-Печерской лавры Владимиром Зноско, - «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского» (К., 1906). Книга была издана типографией Киево-Печерской лавры вскоре после прославления прп. Серафима Саровского. Именно это житие получило наибольшее распространение и известность, в XX - нач. XXI в. вышло несколько брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта.
В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско, дополнив портретом, на котором преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Досифея неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей преподобного имел хождение список с его более раннего портрета.
В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой преподобной Досифее. Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Я́же Ду́хом Святы́м изде́тска Христу́ обруче́на была́ еси́,/ и сокры́вши себе́ от ми́ра в подо́бии му́жестем,/ пеще́рное затворе́ние сла́достне восприя́ла еси́./ Моли́ся о на́с, Досифе́е сла́вная, Жениху́ твоему́,/ да изба́вит на́с от мра́ка грехо́внаго// и спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8
А́ще у́бо и не наста́ вре́мя обре́тения честна́го те́ла твоего́,/ но ве́мы вои́стинну твое́ пребыва́ние ду́хом с на́ми./ На твои́ бо моли́твы наде́емся и вопие́м ти́ усе́рдно:// ра́дуйся, хода́таица на́ша пред Бо́гом и оби́тели Кита́евския украше́ние.
Литература
- Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190;
- Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141;
- Лашкевич А. C. Киевский пещерник ХVIII ст. // Киев. старина. 1884. № 7. С. 541-543;
- Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906;
- ЖПодв. Сент. С. 255-270;
- Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100;
- Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100;
- Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 244-245;
- Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом / Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003;
- Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92;
- она же. Джерела з iсторiï Китаïвськоï пустинi ХVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових моментiв // Православ'я - наука - суспiльство: Питання взаємодiï: Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42;
- она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии // Вестник церковной истории. М. 2007. № 2(6). С. 235-250:
- Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: Свiт правосл. духовностi i культури (ХVII-ХVIII ст.). К., 2005. С. 342.
Использованные материалы
- Крайняя О. А., "Досифей Китаевский (Киевский)" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 79-81
- Владислав Дятлов. "Преподобный Досифей Киевский – «он» или «она»?"
- "Досифей или Досифея? 12 фактов из жизни преподобного затворника Киевского"
- Служба преподобной Досифее Китаевской. - К., Китаевская пустынь, рукопись (использованы молитвословия)
[1] Заседание Священного Синода УПЦ 27 июля 1993 года, журнал №14 - http://orthodox.org.ua/node/4263
[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.
[3] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а
[4] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10
[5] по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет
[6] Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154
[7] Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190
[8] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 506. № 92
[9] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общемон. Д. 1130. Л. 4-6
[10] 1884. № 7. С. 541-543
[11] СПб., 1873. С. 137-154