Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНФИМ ХИОССКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Игумен Анфим (Вагианос). Фото
Игумен Анфим (Вагианос). Фото
Анфим (Вагианос, Вайянос), Новый, Хи́осский (греч. Άνθιμος ο Βαγιάνος; 1869 - 1960), иеросхимонах, преподобный

Память 2 февраля (Греч.), 15 февраля [1], 21 августа - перенесение мощей (Греч. [2])

В миру Аргирий Вагианос (греч. Ἀργύριος Κ. Βαγιάνος), родился 1 июля 1869 года в деревне Левадия в районе Агиу-Лука на острове Хиос, в благочестивой крестьянской семье Константина и Аггерии. В детстве удостоился видений Божией Матери, обещавшей ему в будущем Своё покровительство. Семья была бедной, и Аргирий не имел возможности ходить в школу, хотя и отличался сообразительностью и прилежанием. Достигнув того возраста, когда мальчиков начинают учить ремеслу, он пожелал учиться сапожному делу и большую часть жизни им занимался.

Однажды, когда Аргирию было 19 лет, мать попросила его отнести старую икону Богоматери "Скоропослушница" на реставрацию в монастырь Трёх Отцов, незадолго до того основанную на горе Проватий старцем Пахомием, бывшим духовным наставником святителя Нектария Эгинского.

Вернувшись в деревню, Аргирий, вдохновлённый жизнью монашеской братии, построил себе хижину на окраине и предался подвигам, забыв обо всех заботах этого мира. Эти подвиги вдохновили некоторых его друзей последовать его примеру, но многочисленные родственники старались охладить рвение юноши. Однако он продолжал жить в хижине и строго исполнять предписания старца Пахомия. Духовный отец, восхищаясь его послушанием, молчанием и стремлением к молитве, говорил своим монахам: "Этот юный послушник уже настоящий монах, ему уготовано стать великим отцом".

В 1898 году Аргирий был пострижен в рясофор игуменом Пахомием с наречением имени Анфим. Ему назначили послушание - трудиться на строительстве женской обители в честь святого Константина. Ослабленный постом и ночными бдениями, он начал испытывать сильные боли в животе, и ему, к сожалению, пришлось вернуться домой, чтобы им могли заняться врачи, поскольку устав монастыря не допускал ни присутствия врачей, ни приёма лекарств. Духовный отец Анфима, также опечаленный, позволил ему приходить в монастырь или покидать его, когда захочет.

Впоследствии Анфим вернулся в обитель Трёх Отцов и был пострижен в малую схиму.

Движимый любовью к Богу, святой предавался умерщвлению плоти. При этом он мог выполнять любую работу, трудясь, в том числе, на строительстве обители Святого Константина. Вскоре он заболел, и игумен отправил его в родительский дом для лечения. Анфим продолжил подвиги, как будто жил в монастыре, и зарабатывал сапожным ремеслом на хлеб себе и престарелым родителям, и раздавая милостыню нуждавшимся.

Аскетические подвиги подвижника вызывали ярость бесов, которые ополчались на него во время ночных молитв, поднимая страшный грохот. Молиться ночью он любил сидя в дупле старой оливы, что росла рядом c его кельей. Как позже говорил сам святой Анфим, он не давал себе "ни минуты отдыха". С помощью Богородицы ему удалось провести 19 дней и 19 ночей без сна; при этом он раз в два дня съедал краюшку хлеба и выпивал немного воды. К концу этого подвига он пришел в состояние восхищения и его дух пребывал вознесённым в раю, среди ангельских хоров, и всё это время Анфим не переставал повторять: "Господи, помилуй!"

Спустя годы отец Анфим рассказывал своим духовным дочерям:

"Хоть я и не получил образования, но вёл тяжкую брань, чтобы чего-то достичь. Вы этой брани не видели: пост, молитва, плач, земные поклоны, страдания - день и ночь. Мои слова могут прозвучать по-фарисейски, но я вам их говорю, чтобы вас укрепить. Говорю не как фарисей, а как ваш отец. Бесы жгли и мучили меня. Я и сам мучил себя. Не насыщал себя хлебом. Не насыщал себя водой, не насыщал себя сном и другими вещами, о которых знает только Бог. Ни на минуту я не давал отдыха своей плоти. Не позволял себе никакого утешения. Матрацем мне служил мешок, а спал я, опершись о корень оливкового дерева, и то совсем чуть-чуть. Я каждый день себя наказывал. Чего только бесы со мной не делали! Расскажи я вам всё, вы не поверили бы. Я их провоцировал - переносил искушения, - а они били меня по голове. Они не давали мне ни единой минуты отдыха…"

Икона Божией Матери, которую преподобный Анфим хранил у себя всю жизнь, была его единственной помощницей, вдохновительницей на богоугодную брань, утешением в испытаниях и искушениях. Однажды ночью, сражаясь с бесами, он услышал, как прекрасный голос, исходивший от иконы, произнёс: "Звери, оставьте моего монаха", - и тотчас же бесы прекратили терзать его.

Прп. Анфим Новый, Хиосский. Икона
Прп. Анфим Новый, Хиосский. Икона
В 1909 году отец Анфим принял великую схиму от иеромонаха Андроника, преемника отца Пахомия.

Добродетели подвижника и чудеса от иконы Божией Матери стали привлекать к его жилищу большое число посетителей. В ответ на просьбы народа было решено рукоположить его во священника. Но поскольку епископ Хиосский отказывался рукополагать человека без образования, в 1910 году отец Анфим отправился в деревню Адрамитион, расположенную на турецком берегу неподалёку от Смирны, и жил там некоторое время в семье своего крёстного Стефана Диоматариса. Видя удивительное благочестие своего крестника, к которому многие жители деревни стали приходить за советом и утешением, он начал учить Анфима грамоте, чтобы тот мог читать в храме Евангелие. 8 ноября того же года отец Анфим был рукоположен в храме святой Анны в Смирне. Во время хиротонии, когда все христиане в храме воскликнули: "Аксиос!" ("Достоин!"), небо озарилось блеском молнии, от удара грома здание храма задрожало, как при землетрясении. К ногам только что рукоположенного священника упала лампада, облив его маслом, и вдруг так же внезапно небо прояснилось, и засияло солнце.

Жена Стефана Диоматариса рассказывала об одном случае. У них в деревне жил человек, одержимый бесом. Он был прикован железной цепью к большому платану. День и ночь он дико кричал, скаля зубы и испуская изо рта пену. Жители деревни хотя и кормили его из сострадания, но подходить к нему близко боялись из-за его нечеловеческой силы и ужасных бранных криков. Много раз приходил священник, издали читал молитвы об изгнании нечистого духа, но человек тот так и оставался бесноватым. Вскоре после рукоположения святого Анфима крёстный сказал ему: "Ну что, батюшка, почему бы тебе не сходить и не почитать молитвы над тем несчастным?" Святой ответил, что недостоин, чтобы его считали способным изгонять бесов, но по настоянию крёстного несколько раз сходил почитать молитвы над бесноватым, освятил воду и отслужил молебен. Очень скоро страждущий исцелился.

Услышав об этом случае, жители деревни стали стекаться в маленький храм святого великомученика Пантелеимона, где служил отец Анфим, желая исповедаться у него и получить духовное наставление. Однако это возбудило зависть местных священников. Чтобы не быть для них источником искушения, в 1911 году преподобный уехал на Гору Афон.

Посетив афонские монастыри и тамошних старцев, в 1912 году святой вернулся на Хиос. Ему дали послушание служить в лепрозории. До его прихода это место пользовалось дурной славой. Запущенность, грязь, ругань, ссоры и пение непристойных песен были там в порядке вещей. Отец Анфим достал всё необходимое, отремонтировал помещения, развел фруктовые сады с цветами и целебными травами. Обитатели приюта вели общинную жизнь, как в монастыре. Он сам ел в общей столовой вместе с прокажёнными. Составитель его жития пишет:

"Он растил для своих больных также и духовный сад, благоухающий цветами любви и других добродетелей. Благодать священства позволяла ему помогать им, как это делает врач, и ухаживать за ними наподобие заботливой сиделки, осторожно омывающей гнойные, зловонные язвы на теле прокажённых. Он обходил комнаты своих пациентов, склонялся над их подушками и старался словами молитвы и утешения облегчить их боль…" Прокажённые в ответ на его любовь при обращении к нему говорили: "Старче". Они просили учить их молиться, исповедовали свои грехи и причащались Святых Тайн. Многие из них стали монахами и монахинями".

Игумен Анфим (Вагианос) (справа) с иноком Никифором (Дзанакакисом) на острове Хиос. Фото.
Игумен Анфим (Вагианос) (справа) с иноком Никифором (Дзанакакисом) на острове Хиос. Фото.
В частности, преподобный Анфим постриг в иноки прп. Никифора (Дзанакакиса).

38 одержимых были освобождены от злых духов его постами и молитвами перед иконой Божией Матери.

Прпп. Анфим Хиосский и Никифор Прокаженный. Греческая икона (XXI в.)
Прпп. Анфим Хиосский и Никифор Прокаженный. Греческая икона (XXI в.)
В то время в Малой Азии греческое население подвергалось преследованиям, что привело к эмиграции в 1922-1924 годов. Многие беженцы высадились на Хиосе, особенно монахини и девушки, которые, лишившись защиты, вынуждены были скитаться в нищете. Святой Анфим c молодых лет лелеял мечту основать монастырь в облюбованном им пустынном скалистом месте. Желая наконец осуществить этот замысел, он, поддержанный в видении Божией Матерью, объединил вокруг себя 40 женщин. Чтобы увериться в том, что место для обители выбрано правильно, преподобный трижды бросал жребий в конце Божественной литургии. В 1927 году он получил разрешение основать обитель на месте, избранном Богом - на окраине городка, у дороги в деревню Карьес. Святой сам составил план, предусмотрев всё, что необходимо для жизни большого монастыря. Ценой его трудов, слёз и молитв строительство началось, несмотря на противодействие тех, кто считал такое начинание бесполезным и несвоевременным из-за происходившего тогда так называемого обмена населением между Грецией и Турцией после преследований греков в Малой Азии..

Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери "Скоропослушница" была торжественно перенесена в посвящённую этому образу монастырскую церковь. В обители сразу поселились 30 монахинь, и она стала жить по установлениям святых отцов, которые ввёл здесь преподобный Анфим. Он сам прожил остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель насчитывала 80 насельниц и быстро сделалась лучшим женским монастырём в Греции.

Святой Анфим был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого - целебными травами, но прежде всего - слёзной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за день до 60-70 больных приходили в монастырь просить помощи преподобного и Пресвятой Богородицы.

Однако монашеское смирение старца заставляло его избегать славы и похвал. Он всегда говорил, что монастырь создал Господь и Его Пресвятая Матерь, а себя называл "землёй и прахом". Тем не менее, его святость и прозорливость были известны всем жителям Хиоса. Однажды во время обеда в трапезной отец Анфим поднялся и в явном испуге побежал к воротам монастыря, оставив сестёр в недоумении. У ворот несколько рабочих добывали камень и песок из основания соседнего холма. Они не замечали, что прямо над ними от холма откололась крупная глыба и вот-вот должна была свалиться и раздавить их. Старец закричал: "Чада, уходите, бегите быстрее! На вас упадёт гора!" Напуганные рабочие бросили инструменты и едва успели отойти, как глыба отломилась и свалилась на то место, где они только что работали. Дрожа от пережитого испуга, они благодарили преподобного, а он рассказал им, что услышал неземной голос, повелевший: "Встань, иди к работникам. Они в опасности".

Прп. Анфим Хиосский, чудотворец. Греческая икога (1990-е гг.).
Прп. Анфим Хиосский, чудотворец. Греческая икога (1990-е гг.).
Святой Анфим был горячим патриотом своей страны, и во время II Мировой войны, когда Греция была под властью немецких оккупантов, он просил сестёр ежедневно читать Канон молебный ко Пресвятой Богородице с молитвой об освобождении родной земли от захватчиков. Он также строго запрещал впускать на территорию обители немецкие войска. И всё же однажды немец - управляющий острова - приказал отдать одно из зданий обители под артиллерийский склад. Митрополит Хиоса протестовал против этого, но безуспешно. Преподобный Анфим, узнав об этом, весьма опечалился. Немцы не только планировали придти в монастырь, но и разместить здесь оружие. Старец понимал, что об этом могут узнать войска союзников, и тогда они непременно разбомбят обитель. С другой стороны, в случае сопротивления приказу оккупантов сразу последовало бы возмездие в отношении самой обители и ее насельниц... Как всегда, преподобный припал к иконе Божией Матери, умоляя Её о заступлении. После молитвы он успокоил испуганных плачущих сёстёр: «Не бойтесь, ничего не случится».

На следующий день управляющий в сопровождении двух офицеров явился посмотреть, как выполняется его приказ. Биограф отца Анфима пишет:

"Кто, однако же, поверит, что могло произойти то, что произошло? Как только немец увидел дышащую святостью фигуру старца за воротами обители, он остановился и несколько мгновений стоял, глядя на аскетический лик уважаемого подвижника, словно это была галлюцинация. Он не успел даже рта раскрыть, как вся его надменная суровость сменилась выражением спокойной доброты. Забыв о приказе, на выполнении которого он собирался упрямо настаивать, управляющий стал гладить старца по плечу и повторять полным теплоты голосом: "Прости меня, отче… мы пойдём в другое место. Отче, мы тут не останемся… прости, мы уйдём". Поклонами и почтительными жестами он выразил свое уважение святому старцу, ибо даже у противника добродетель вызывает восхищение".

Более 30 лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни.

Скончался 15 февраля 1960 года в возрасте 91 года. О нём скорбели 80 насельниц его обители и шесть тысяч жителей деревень всего острова; они терпеливо стояли на холоде под дождём, желая проститься со своим духовным отцом.

Мощи преподобного почивают в основанном им монастыре.

Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом в 1992 году.

Сочинения

Литература

  • Θεοκλήτου μοναχοῦ Διονυσιάτου: Ὁ Ἅγιος Ἄνθιμος τῆς Χίου ὁ θαυματουργός. Ἱ. Μ. Παναγίας Βοήθειας, Χίος, 1987.
  • Βρυαίνης Μοναχῆς Καθηγουμένης τῆς Ἱ. Μ. Παναγίας Βοήθειας: Ἀκολουθία τοῦ Ὁσίου καὶ θεοφόρου Πατρὸς ἡμῶν Ἀνθίμου τοῦ θαυματουργοῦ· ποιηθεῖσα τῷ 1960. Ἱ. Μ. Παναγίας Βοήθειας, Χίος, 1993.
  • Χαροκόπου Ν. Αντωνίου. Ο Γέροντας Παχώμιος. Ιδρυτής της Ιεράς Σκήτης των Αγίων Πστέρων της Χίου (1839-1905). Αθήναι. 2003. σσ. 119-127.
  • Χαροκόπου Ν. Αντωνίου. Ο Άγιος Άνθιμος της Χίου (1869-1960). έκδοσις ΄Β. Ιερά Μονή Παναγίας Βοηθείας Χίου. Χίος 2003. σσ. 38-61.
  • Σίμων Μοναχός. Ο Άγιος Νικηφόρος ο Λεπρός. εκδ. Ι.Μ. Κοιμήσεως Θεοτόκου. Ιούνιος 2013.
  • Βίος καὶ πολιτεία τοῦ Ὁσίου Ἀνθίμου τοῦ Χίου // Из книги Τσολακίδης Χρ., Συναξάριον προέρχεται ἀπὸ τὸ βιβλίον "Ἁγιολόγιον τῆς Ὀρθοδοξίας" (Ἐκδόσεις Ἔνθεος Βίος, Ἀθήνα, 2007):
  • Ο άγιος Άνθιμος Χίου (Αργύριος Βαγιάνος): Ο ησυχαστής, ο φιλάνθρωπος, ο ομολογητής // Новостной портал "Хиос Ин" (дата публикации 16 февраля 2022 года):

Использованные материалы

  • "Память преподобного Анфима Хиосского" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III - С, 591-595:
  • "Монастырь Панагии «Помощницы». (Преп. Анфим Новый)", страница сайта Молитва:
  • "Ὁ Ὅσιος Ἄνθιμος ἀπὸ τὴν Χίο", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:



[1]  "Официальная сетка Православного календаря на 2020 год" на сайте Издательского отдела Московской Патриархии, https://www.rop.ru/d/3000/d/calendar_2020.doc, http://calendar.rop.ru/?idd=59

[2]  3 сентября (новостильная дата) "Ανακομιδή Ιερών λειψάνων του Οσίου Άνθιμου του Βαγιάνου του εν Χίω", Страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4081/saint.aspx.

Редакция текста от: 09.04.2023 16:25:35

"АНФИМ ХИОССКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google