Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (монастырь Острог) |
Память 29 апреля и в Соборе Хилендарских преподобных [1].
В миру Стоян Йованович, родился 28 декабря 1610 года в с. Мрконичи (Попово-Поле, Герцеговина) в бедной семье, с детства отличался благочестием.
Грамоте учился у настоятеля монастыря Завала иером. Серафима, который, как утверждают некоторые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в монастырь Тврдош, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.
Около года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), который вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это турецкие власти преследовали его и сфабриковали документы, из которых следовало, что он одобрил заключение унии. Архим. Василий был вынужден покинуть Сербию и по благословению патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, о. Василий прожив около года на Афоне, отправился на поклонение русским святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от русского царя и духовенства, но в русских источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси.
Некоторые исследователи, например еп. Шумадийский Савва, подпись "аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе" в книге, принадлежавшей монастырю Тврдош и датированной 13 февраля 1639 года, относили к Василию Острожскому. Однако маловероятно, что он был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Сербский историк Л. Стоянович различает Василия Острожского и митр. Захумского Василия из записи 1639 года [2].
Первое несомненное упоминание о Василии Острожском как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 года [3]. Патриарх Печский Гавриил I 27 ноября 1651 года назначил Василия Острожского на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.
В середине XVII века усилились турецкие гонения на христиан, многие сербские монастыри были разорены, Василий Острожский был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория). В этих условиях он, как и многие другие православные иерархи на территории Османской империи, вступал в контакты с Римом, рассчитывая на помощь курии в освобождении балканских народов от турецкого ига. Тем не менее он не поддерживал идеи введения унии. В 1661 году к нему обращался по этому поводу с письмом папа Александр VII, но не получил положительного ответа [4]. Несмотря на препятствия властей, Василий Острожский восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. В 1670/71 году на его средства был обновлен пирг св. Георгия в Хиландаре.
Свт. Василий стремился к молитвенному уединению, некоторое время жил в монастыре Жупа, потом перешел в расположенный в горах монастырь Острог, в котором в 1667 году по его благословению была расписана церковь во имя Животворящего Креста и построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По монастырскому преданию, Василий Острожский провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице монастыря.
Скончался 29 апреля 1671 года. Был погребен ниже церкви Введения, под источником, стекающим со стен пещеры.
Рака с мощами свт. Василия Острожского (монастырь Острог) |
Свт. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к свт. Василию как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.
Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский - олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества.
Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием во время его пребывания в Остроге, опубликованы в "Србљак" в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против "латинской ереси" и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). "Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу" написан в 1947 году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу.
Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче, построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).
Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних - фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену "Чудеса свт. Василия".
По свидетельству англ. путешественников XIX века, в праздники к мощам свт. Василия Острожского собирались до 20 тыс. чел. Рус. путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 году, отмечал: "Мощи эти - величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жен и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя".
До конца XIX века у черногорской народности белопавличей был обычай приносить клятву у раки свт. Василия, подобным образом совершалось примирение враждующих родов и семей, вершился суд.
Литература
- Радичевић Ф. Св. Василиjе митр. херцеговаччки, чудотворац Острошки // Просвета. Цетиње, 1895. С. 409-413;
- Св. Василиjе Острошки - српска нар. приповетка // Босанска вила. Сараjево, 1897. С. 125-126, 140-141;
- Стоjановић. Записи. Т. 1-3;
- Никодим (Милаш), еп. Св. Василиjе Острошки. Дубровник, 1913;
- Михаиловић Б. Ђ. Манастир Острог и св. Василиjе Острошки. Цетиње, 1959;
- Дурковић Љ. Енглези о Његошу и Црноj Гори. Титоград, 1963. С. 73;
- Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 161-167;
- Jустин (Поповић), архим. Житиjа светих за април. Београд, 1973;
- Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 192-197;
- Чудесна исцjељења и jављања св. Василиjа Острошког. Цетиње, 2001. 2 т.;
- Св. Василиjе Острошки чудотворац, манастир Острог. Подгорица, 2001. С. 28-36, 65-114.
Использованные материалы
- А. В. Шестаков, А. А. Турилов. "Василий Острожский" // Православная энциклопедия, т. 7, с. 212-214
[1] Минея. Июль, месяцеслов - http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul2511.html
[2] Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 299
[3] Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 368, № 1466
[4] Радонић J. Римска куриjа и jужнословенске земље од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 351-352