Елевферий Персидский (IV в.), мученик
Память 13 апреля (Греч.)
Согласно краткому синаксарному сказанию, св. Елевферий по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришел к св. Симеону, епископу Селевкийскому, чтобы тот наставил его в христианском учении. Вернувшись домой, Елевферий проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, который приказал схватить святого. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Елевферия отречься от Христа. После долгих мучений святой был обезглавлен.
Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Елевферия в формулировках, близких к определениям IV Вселенского Собора (451).
Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. [1] содержится сказание о Елевферии и Зоиле Римлянине, согласно которому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Елевферия. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе).
Болландист П. Петерс отождествляет св. Елевферия с мч. Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персидского царя Шапура II (309-379), упоминаемым в Житии сщмч. Симеона Селевкийского. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, первая часть которого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Другим основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта, Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан [2]. Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов - Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Селевкийскому, чтобы тот крестил его.
В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) память св. Елевферия отмечена 14 апреля; в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) - 13 апреля.
Литература
- ActaSS. Apr. T. 2. P. 130-131;
- PG. 117. Р. 399-340 [Минологий Василия II];
- SynCP. Col. 599-602, 603;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 218.
- Peeters P. Eleutherios-Guhishthãzãd // AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 151-156;
- idem. Le Passionnaire d'Adiabène // Ibid. 1925. Vol. 43. P. 264-268;
- Devos P. Notes d' hagiographie perse. 4. Guhishtãzãd-Azãd // Ibid. Vol. 84. P. 242-245;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 107, 109; ᾿Ελευθέριος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 566;
- Éleuthère // DHGE. T. 15. Col. 145; Fiey J. M. Guhishthãzãd // Ibid. T. 22. Col. 759;
- Sauget J.-M. Eleuterio, Zoilo, Teodosio, Basilide e Geronzio // BiblSS. Vol. 4. Col. 1016;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 127-128.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. Елевферий Персидский // Православная энциклопедия, т. 18, с. 278-279
[1] Ath. Laur. I 70
[2] BHO, N 1106