Прав. София Слуцкая |
Память 19 марта и в Соборе Белорусских святых
Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.
Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. В том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Опеку над сиротой приняли на себя дальние родственники: сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее с собою в Вильно, а затем Виленский каштелян, Брестский староста Иероним Ходкевич.
Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.
Князю Янушу позволено было видеться с юной Софией, жившей тогда в виленском доме Ходкевичей. Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
По прошествии некоторого времени Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. В самом центре города готовилось страшное кровопролитие, однако отправленные королем посланцы сумели предотвратить готовящееся сражение и склонить обе стороны к миру.
Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.
Когда княжна достигла возраста, позволявшего вступить в брак, Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.
Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.
Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.
В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.
В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Благодаря великим усилиям благочестивой ревнительницы Православия город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранив целостность, чистоту и неприкосновенность учения, освятившего земли русские в 988 году.
Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. В одной из них сказано:
Спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала подобную грамоту:
Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников.
Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси.
Блаженная София скончалась 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года её имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [1].
Использованные материалы
- Житие на официальном портале Белорусской Православной Церкви (ссылка утрачена)
[1] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html