Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРАБЦЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Грабцевский Никольский храм. 2008 г. Фото Иванова Дмитрия
Грабцевский Никольский храм. 2008 г. Фото Иванова Дмитрия
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Грабцево, (Калужская епархия) (недейств., восстанавливается).

Храм построен в 1791 году. В прошении об освящении церкви говорится:

“В минувшем 1791 году… позволено мне было в селе моём Успенском Грабцево тож в Калужской губернии состоящем при Успенской церкви на том же месте вместо бывшей обветшавшей деревянной Николаевской церкви того же наименования построить церковь каменную, которая и ныне; и в ней иконостас со святыми образами и все принадлежности приготовляемые приведены к совршеннейшему окончанию, а равномерно и надлежащую церковную утварью и ризницей означенная новопостроенная церковь снабжена достаточно…”.

Об имени архитектора, отстроившего храм, каких-либо достоверных данных не сохранилось. Н.А. Ильин высказал мнение о принадлежности всего комплекса к. XVIII в. в Грабцеве (большого дома, ограда с башнями, колокольни, а также Никольской церкви) М.О. Казакову. Несмотря на отсутствие документальных подтверждений его авторства, данное утверждение не лишено оснований. Стилистические признаки и ряд косвенных свидетельств позволяют отнести их к кругу произведений Казакову или его школы. Известно, что одно время он служил под непосредственным началом П.Д. Еропкина и был, таким образом, связан с ним постоянным общением. Закономерно, что ему Еропкин мог поручить перестройку своего калужского имения. Во-вторых, существуют данные о причастности зодчего или одного из его сыновей к разработке проекта Грабцевской колокольни. (Убедительное доказательство этого приводит Е. Николаев). Последняя необычайно точно воспроизводит чертежи – фасад и план, сделанные для колокольни Зачатьевского монастыря в Москве, со строительством которого была связана семья архитекторов Казаковых. На одном из этих листов, хранящихся в Музее архитектуры им. А. Гусева, имеется запись: «Колокольня Зачатьевского монастыря. Копировал в 1739 году». Остаётся неясным, кто и для какой цели копировал. При этом грабцевская постройка обнаруживает значительно больше сходства с проектом, чем сама Зачатьевская колокольня. Возможно также, что Казаков или кто-то из его команды имел отношение к созданию Николаевской церкви. Её архитектура, совершенство выполнения сложных деталей, изысканность лепных тяг, карниза, филонок и архивальтов и их техническое воплощение, приёмы композиции отдельных частей, близким центрическим постройкам зодчего, свидетельствуют о том, что строителем был крупный мастер, хорошо знакомый с приёмами.

В 1920-е – 1930-е гг. церковь ещё сохраняла свой внешний вид, о чём свидетельствует фотография, зафиксировавшая состояние культовых построек Грабцева.

В 1943 году решением Калужского облисполкома памятник за номером 28-673 от 10.06 1943 г. в составе усадьбы был принят на государственную охрану, однако условия для его сохранения не были обеспечены. Одно время помещение церкви было приспособлено под пекарню. С этой целью все стены в интерьере забелили и устроили подшивной потолок; позже его разобрали, заложены были оконные проёмы. Теперь в ней размещается склад. Памятник обезображен переделками последнего времени: на южном фасаде, в частности, сделана небольшая пристройка, закрывшая дверной проём.

До нашего времени памятник дошёл в полуразрушенном состоянии; утрачено также завершение, переделывались отдельные детали (прежде всего оконные проёмы). Хорошо сохранились основные объёмные формы и большая часть декоративных элементов.

Архитектура и убранство храма

Никольская церковь представляет собой небольшой одноглавый центрический храм, напоминающим своим изяществом и светским обликом скорее парковую постройку. С южной и северной стороны он симметрично отмечен неглубокими белокаменными портиками. Четырём колоннам тосканского ордера на фасадах соответствуют едва выступающие пилястры. Фасады прорезаны заключёнными в неглубокие ниши полуциркульными оконными проёмами, над которыми помещены прямоугольные филёнки. Портики красивых пропорций завершены треугольными фронтонами; карнизы украшены рядом мелких зубчиков. С востока и запада к основному кубическому объёму примыкают также симметрично решённые полукружия алтарной апсиды и притвора, более низкие по высоте, чем собственно храм. Подобным приёмом выделяется основная часть здания, которое, несмотря на небольшие размеры, выглядело стройным и монументальным. Этому впечатлению способствуют и особенности композиции верха. Над кубом возведен высокий аттик, центральный объём перекрыт куполом, центрирующим всю постройку. С четырёх сторон купол прорезан люкарнами, в обрамлении которых ещё чувствуется влияние характерной барочной формы волюты. Недостаточно известно, что представляла собой венчающая часть памятника, которая теперь полностью исчезла. Никаких ранних зарисовок с его видом не сохранилось. На единственной фотографии 1920-х – 1930-х гг. церковь запечатлена на заднем плане, в группе других культовых построек, и на её основании можно составить лишь самое общее представление о характере завершения, однако говорить об особенностях её форм довольно трудно.

Немного сведений имеется и об внутреннем убранстве. Судя по перечню различной церковной утвари, составленному в 1791 году, в храме был установлен иконостас «вызолочен весь» и имелись иконы «живописной изрядной работы». В настоящее время внутреннее убранство полностью утрачено.

Внутренняя композиция собственно храма решена включённой в четырёхгранный объём ротонды с 8-ю полуциркульными нишами, зрительно расширяющими внутреннее пространство.

В декоративном убранстве широко использованы многочисленные белокаменные детали – сложнопрофилированнные карнизы, базы, капитоли колонн, цоколи, придающие нарядность и известную изысканность облику здания. Общая декоративность возрастала и благодаря применению двухцветной окраски, красного с белыми деталями. Тем самым она перекликалась с цветовым решением стоящей рядом колокольни, выполненной из кирпича с белым камнем, чрезвычайно характерным для московской архитектурной школы.

Библиография

  • Описания и алфавиты к Калужскому атласу, ч. 1 СП б 1782 стр. 10
  • Н.И. Рошафор. Опись церковных памятников Калужской губернии. СП б. 1882 стр.8
  • Е.В. Николаев. По Калужской земле. М.1968 стр. 75-79
  • М.В.Рекнер. Калуга - Боровск. М.1972 стр. 159-166.
  • Паспорта ансамбля и отдельных построек усадьбы Грабцево, составленные арх. Г.К. Игнатьевым в декабре 1973 года для Калужского областного управления культуры.

Использованные материалы

Редакция текста от: 03.07.2010 11:08:12

"ГРАБЦЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google