Афродисий Скифопольский (греч. Ἀφροδίσιος; нач. IV в.), мученик
Пострадал в Скифополе Палестинском в числе других 60 мучеников, упомянутых в ряде календарей. По собственной воле они предстали перед правителем области и обличили его бесчеловечный нрав, а затем опрокинули и разбили жертвенники богов. Разгневанные язычники забили их до смерти. Тела мучеников были погребены христианами и позднее на месте казни был воздвигнут храм.
Краткое житие скифопольских мучеников содержится в рукописи Ath. Laur. I 70. Fol. 208. Возможно, они тождественны упоминаемым в сочинении Евсевия Кесарийского 6 юношам, которые, придя к проконсулу Урбану, исповедали себя христианами и были усечены мечом [3].
В Синаксаре Константинопольской церкви X в. [4] и в Типиконе Великой церкви X в. [5] под 4 мая содержатся память скифопольских мучеников и указание на то, что синаксис в их честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе ап. Иакова, брата Господня. Под 5 мая память мучеников отмечена в Петровом Синаксаре XI в. [6] и ряде др. синаксарей [7].
Наиболее ранним свидетельством почитания скифопольских мучеников на Руси является упоминание их в месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 272) и Евангелия XII в. [8]. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав которого под 4 мая была включена их память. В Великих Четьях Минеях помещены память и стих мученикам [9].
Гимнография
Согласно Типикону Великой церкви X в. [10] служба святых имеет общий тропарь мученикам 1-го гласа: "Τὰς ἀλϒηδόνας τῶν ἁϒίων..." (греч. "Боле́зньми святы́х...") и чтения на литургии. Указание о пении тропаря святым на 50-м псалме и на входе свидетельствует об их особом почитании в Константинополе. Основные редакции Студийского и Иерусалимского уставов их память не содержат. Последование неизвестно.
Литература
- SynCP. Col. 658.
- ΘΗΕ. T. 3. Σ. 521-522; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 65-66.
Использованные материалы
- "Афродисий, Милд [Мелд], Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний [Антонин]" / Православная энциклопедия, т. 4, с. 191-192:
[1] Страница календаря на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=5&id=245; "Οἱ Ἅγιοι Ἀντωνίνος, Ἀφροδίσιος, Βαλεριανός, Λεόντιος, Μακρόβιος καὶ Μίδας οἱ Μάρτυρες καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς μαρτυρήσαντες", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2891/sxsaintinfo.aspx; также: "Мучеников Афродисия, Леонтия, Антония, Мела, Валериана, Макровия и 60-и" / Настольная книга священнослужителя. Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 273, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf; Минея, май ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 486, http://files2.regentjob.ru/minea/may1/may1486.html.
[2] Указанная в "Православной энциклопедии" греческая память 5 мая современными греческими месяцесловами не подтверждается.
[3] De Mart. Palaest. 3
[4] SynCP. Col. 658
[5] Mateos. Typicon. Т. 1. P. 280
[6] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 133
[7] напр., Bodl. Auctar. T. III. 16, 1307 г.
[8] РГАДА. Тип. № 1. Л. 189
[9] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 146-147 (2-я паг.)
[10] Mateos. Typicon. T. 1. P. 280