Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРВАР МИРОТОЧИВЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мч. Варвар, бывший разбойник. Икона
Мч. Варвар, бывший разбойник. Икона
Варвар (греч. Βάρβαρος), бывший разбойник, Мироточивый, Луканский, Эпирский, Фессалийский (IX в.), мученик

Память 6 мая, 15 мая (Греч. [1])

Сохранившиеся версии его жития содержат противоречивые сведения о месте и обстоятельствах его подвижничества. Согласно греческому житию, Варвар был разбойником в "странах Луканских" [2], погубил более трехсот человек, и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, так как он обладал необыкновенной физической силой. Однажды, глядя на собранное в пещере богатство, он исполнился раскаяния. Оставив своих товарищей, Варвар пришёл в ближайшее селение, где была церковь, и исповедался священнику в своих грехах. Он дал обет Богу не подниматься от земли, пока не будут прощены его грехи, и поэтому передвигался на четвереньках. Пресвитер привел его к себе в дом и показал рабов, скот и собак. Варвар по своим грехам посчитал себя подобным псу и жил вместе с собаками пресвитера три года. Затем в течение двенадцати лет пасся вместе со скотом, питаясь одной травой. Он был застрелен проезжавшими купцами, принявшими его в густой траве за зверя. Пресвитер предал Варвара погребению на месте его гибели. Впоследствии от его гроба стали происходить многочисленные исцеления, а тело было обретено нетленным и мироточащим. Тогда его честные мощи были перенесены в селение и положены в церкви.

Более подробные сведения о предыстории подвига святого Варвара содержатся в Слове Константина Акрополита (+ ок. 1321). Автор называет Варвара преподобным и мучеником и говорит, что он был "Варвар родом, варвар нравом, варвар лютостью". Происходил из Африки и был морским разбойником. Когда при византийском императоре Михаиле II Косноязычном (820-829) агаряне захватили острова Сицилию и Крит (823), они стали совершать пиратские набеги на прибрежные области Греции, в т. ч. на г. Навпакт в Этолии и на эпирские города Никополь и Амбракию (совр. Арта). Дружина разбойников, которой предводительствовал Варвар, при нападении на г. Драгаместо (ныне Карайскакис к северу от Астакоса) потерпела поражение. Многие разбойники погибли, а Варвар, отличавшийся незаурядной силой, избежал смерти. Оставшись в этой местности, он стал промышлять разбоем и грабежом. Однажды он пришел в Нису, где находился храм вмч. Георгия, в котором служил благочестивый иерей Иоанн. Варвар решил убить его, но во время Божественной литургии увидел в алтаре Младенца Христа и двух блистающих юношей (ангелов), сослужащих священнику. Раскаявшись в грехах, Варвар принял Крещение от свящ. Иоанна. В качестве епитимии он заковал себе руки и ноги железными цепями так, что мог передвигаться только на четвереньках, по-звериному, и удалился в горы. Там он подвизался около трех лет, питаясь растениями и терпя зной и холод. Никопольские охотники по ошибке приняли его за зверя и нанесли ему смертельные раны. Варвар возблагодарил Господа за то, что сподобился мученической смерти. Охотники хотели перенести его тело в Никополь, но оно скрылось в земле, а из-под земли стало обильно изливаться миро, от которого происходили мн. исцеления. Маленькая дочь Константина Акрополита, страдавшая от тяжелой болезни, получила исцеление, когда была помазана миром от мощей св. Варвара.

Мч. Варвар, бывший разбойник. Фреска 1662 года в афонском монастыре Хиландар
Мч. Варвар, бывший разбойник. Фреска 1662 года в афонском монастыре Хиландар
Славянская версия Жития Варвара «мироточца, подвизавшегося на Пелагонской горе» была создана в Тырнове в середине XIV в. Согласно этому источнику, египтянин Варвар, атаман морских разбойников, во время шторма дал обет, что в случае спасения он искупит свою вину. Пиратский корабль, направлявшийся «в Драчьские страны» (совр. Дуррес, Албания), разбился, и все, кроме Варвара, погибли. Сначала Варвар подвизался в том месте, где его выбросило на берег, но местные жители стали почитать его как святого; ища уединения, он удалился в пустынное место и три года жил в пещере, питаясь лесными плодами и творя Иисусову молитву. На месте его прежнего отшельничества возник монастырь, Варвар возвратился в него неузнанным и поступил в обитель как новоначальный инок. Когда через некоторое время он был узнан, то удалился в Пелагонийскую страну (окрестности г. Битола, совр. Македония), где подвизался 22 года, нося вериги. Убит самострелом, поставленным охотниками. Его мироточивые мощи положены Охридским архиеп. Фомой во вновь созданном монастыре.

Сведения о мощах св. Варвара отрывочны и противоречивы. В житии преподобных Варнавы и Софрония (XIII в., BHG, N 2055) говорится, что его мощи находятся в днях пути к северу от Лариссы, в монастыре на горе Келлии. Из письма Константинопольского Патриарха Каллиста I к прп. Феодосию Тырновскому и болг. духовенству (ок. 1361) следует, что от находившихся в Тырнове мощей вмч. Димитрия и Варвара приготовлялось миро для нужд Болгарской Церкви [3]. Византийский писатель Иосиф Вриенний (+ 1430/31) во втором томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи святого. В славянских и русских житиях чаще всего говорится, что мощи его находятся в монастыре Келлий в Фессалии, близ города Лариссы, а сам святой поэтому зачастую именуется Фессалийским [4].

В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно которой Варвар происходил из обл. Пентаполя (Киренаика), жил в первой половине XVI века, 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере ок. Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на острове Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи св. Варвара находятся в церкви св. Лаврентия в Венеции. Существует мнение, что Варвар из Пентаполя - это другой святой [5], однако скорее всего речь идет о модификации культа Варвара-разбойника.

Святой Варвар чтится греческими Церквами как преподобный и именуется мироточцем. Его память отмечается 15 мая. Под этой датой его память появляется в греч. стишных синаксарях и соответственно в слав. стишных прологах, переведенных в первой половине XIV в. [6]. Под 15 мая в ряде византийских рукописных Миней [7] сохранился анонимный канон Варвару четвертого плагального гласа [8]. Древнейшее упоминание Варвара в русских источниках содержится под 6 мая в Иерусалимском Типиконе 1408 г. Русский перевод греческого жития Варвара включен в состав Великих Миней Четьих под 6 мая [9]. Мученик Варвар особо почитался в славянской Македонии: его изображение помещено в нартексе церкви Архангелов в Леснове (1349).

Литература

  • BHG, N 220;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 230;
  • Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. 1891. Т. 1. С. 405-420;
  • Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: тексты и заметки. М., 1898. С. 34-55;
  • ЖСв. Май. С. 221-225;
  • Παπακυριακού Σ. Βίος καὶ ἀκολουθία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Βαρβάρου τοῦ Πενταπολίτου. Πάτρα, 1955. Σ. 11-23.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 168-169;
  • Janin R. Barbarus (2) // DHGE. T. 6. Col. 591; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 613;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 70;
  • Ζακυθηνός Δ. ̀λδβλθυοτεΑγιος Βάρβαρος // Εἰς μνήμην Κ. ᾿Αμάντου, 1874-1960. ᾿Αθῆναι, 1960. Σ. 438-453;
  • Lampidis O. Une nouvelle version de la Vie de St. Barbaros // Πλάτων. 1966. T. 18. Σ. 40-55;
  • Иванова К. Житието на Варвар Мироточец Пелагонийски (Битолски) // Palaeobulgarica. 2000. № 4. С. 40-60.
  • Максимов Ю. О святом Варваре, бывшем разбойнике:

Использованные материалы



[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3177/sxsaintinfo.aspx

[2]  "Лукания - в древности значительная область в южной Италии или вел. Греции, между Самнием, Кампанией, Бруттией и Апулией" - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. "Вероятно, обл. Лакония на Пелопоннесе" - Православная энциклопедия.

[3]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 436-442

[4]  См., например, житие на сайте Издательства Московской Патриархии - http://calendar.rop.ru/svyat1/may06-varvar.html

[5]  Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 432

[6]  напр., ГИМ Хлуд. № 188, 1370 г.

[7]  Athen. Bibl. Nat. 551, 1385 г.; Ath. Vatop. 1145, 1431 г.

[8]  Ταμεῖον. N 607

[9]  Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 148 (2-я паг.)

Редакция текста от: 17.07.2015 07:23:30

"ВАРВАР МИРОТОЧИВЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google