Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евлогий Странноприимец, Камнесечец, Фиваидский (греч. Εὐλόγιος ὁ Ξενοδόχος, ὁ Λατόμος VI в.), праведный

Память 27 апреля

Был каменотёсом в одной из фиваидских деревень во времена императора Юстина I (518 - 527). Каждый вечер, возвращаясь домой после работы, он отправлялся на поиски какого-нибудь путешественника или странствующего монаха и радушно приглашал его под свой смиренный кров. Он встречал гостей братским целованием, омывал им ноги по примеру Христа, а затем готовил странникам еду, тратя на это свой каждодневный заработок. Затем он проводил долгие часы в беседе с гостями о божественных предметах и благах небесных. То, что было недоедено за ужином, Евлогий отдавал псам, чтобы ничего не оставалось на следующий день, потому что полагался во всём на Промысел Божий.

Однажды он подобным образом оказал гостеприимство преподобному Даниилу Скитскому, которому в то время еще не было и 40 лет. Подвижник, преисполненный благодарности, попросил у Господа процветания для Евлогия, чтобы он смог ещё более щедро творить благодеяния. Его молитва была услышана.

На следующий день, работая в поле, Евлогий обнаружил подземную пещеру, а в ней - множество золота. Опасаясь, как бы староста деревни не отобрал у него сокровище, Евлогий тайно отплыл в Константинополь, везя с собой золото вместо добродетелей, которыми отличался в бедности. В столице богатство открыло ему доступ ко двору. Путём щедрой раздачи денег он вскоре добился достоинства префекта претория. Евлогий окружил себя роскошью и стал жить на широкую ногу, не заботясь более о бедняках и пренебрегая богоугодными делами.

Два года спустя авва Даниил был извещён в видении об образе жизни того, за кого он поручился. Старец спешно прибыл в Константинополь, чтобы попытаться возвратить Евлогия к благочестию. Однако всякий раз когда Евлогий выходил из своего дворца, слуги грубо отталкивали монаха, не давая ему сказать ни единого слова. Тогда преподобному Даниилу явилась Матерь Божия, упрекнула его за дерзость взятого на себя поручительства и пообещала взять на Себя заботу об исправлении Евлогия.

Через три месяца, когда на престол взошёл Юстиниан (527 год), Евлогий принял участие в заговоре против него. Тайна, однако, вскоре была раскрыта, заговорщики казнены, а их имущество конфисковано. Евлогию же удалось спастись бегством под покровом ночи.

Оставив в прошлом вместе со всем богатством и своё высокомерие, он вернулся в родную деревню и, опасаясь солдат императора, не решился рассказать правду о себе, сказал, что был в паломничестве по святым местам. Осознав свой грех и раскаявшись, памятуя, что лучше нищим отправиться в рай, нежели богатым - в ад, Евлогий вернулся к своему ремеслу каменотёса и бескорыстному служению нищим и странникам.

Однажды прп. Даниил с учеником странствовали по Нижнему Египту и решили заночевать в одной деревне в Фиваиде. Но вместо того чтобы искать подходящий ночлег, авва Даниил приказал ученику ждать на площади посреди деревни. Когда ученик уже начал роптать, неожиданно появился старец, который привел их вместе с другими странниками к себе в дом, накормил их и прислуживал им весь вечер. Авва всю ночь беседовал со старцем. По возвращении в Скит ученик уговорил авву рассказать историю этого человека. Им оказался каменотес Евлогий, 100-летний старец, каждый вечер обходивший деревню в поисках странников и бедняков

По расчетам Л. Клюнье, Евлогий должен был покинуть Египет не позднее 522 года, т. к. в повествовании сообщается, что он жил в Константинополе в правление имп. Юстина I (518-527). Таким образом, его вторая встреча с прп. Даниилом произошла в 560-х гг. [1]. Некоторые современные исследователи усматривают в описании поспешного бегства Евлогия из Константинополя намек на восстание «Ника» (532), к которому тот мог быть причастен [2].

Святой Евлогий мирно скончался в преклонном возрасте.

Память Евлогия Странноприимца праздновалась в Константинопольском храме Святого Мокия [3], где, по всей вероятности, хранились его святые мощи. В некоторых греческих синаксарях память Евлогия Странноприимца отмечена под 28 апреля.

Повествование о св. Евлогии сохранилось в составе корпуса текстов, посвященных прп. Даниилу Скитскому. Известны греческая [4], эфиопская и коптская редакции этого рассказа. Эфиопская редакция с португальским переводом была опубликована в 1897 г., в 1901 г. под рук. Клюнье в одном томе были собраны все известные редакции рассказов о прп. Данииле (в т. ч. сирийская, которая не содержит повествования о Евлогии). Греческий текст рассказа о св. Евлогии был издан по парижской рукописи X в. [5] и сверен с другими списками (в основном парижскими и афонскими). Новейшее комментированное издание греческой редакции с английским переводом было подготовлено Б. Дальманом и основано на списках, неизвестных Клюнье [6].

Литература

  • ActaSS. Apr. T. 3. P. 493;
  • Vida do Abba Daniel do Mosteiro de Scete / Eds. L. Goldschmidt, Esteves Pereira F. M. Lisbone, 1897;
  • St. Daniel of Sketis: A Group of Hagiographic Texts / Ed., intr., transl., comment. B. Dahlman. Uppsala, 2007;
  • Vie et récits de l'abbé Daniele de Scété (VI s.) / Ed. L. Clugnet // ROC. 1900. Vol. 5. P. 50-73, 254-271, 370-391 [греч. Житие];
  • Idem / Ed. M. F. Nau // Ibid. P. 391-406; 1903. Vol. 8. P. 99 [сир.];
  • Idem / Ed. M. I. Guidi // Ibid. 1900. Vol. 5. P. 535-564; 1901. Vol. 6. P. 51-56 [копт.]; 1901. Vol. 6. P. 56-87 [введ. Л. Клунье];
  • Vie (et récits) de l'abbé Daniele le Scétiote (VI siècle) // Clugnet. Bibl. orient. Vol. 1. P. XVIII-XXXII [описание ркп., содерж. повесть о Е. С.], 30-47 [греч.], 83-99 [копт.], 102-106 [франц. пер. копт. ред.], 115-116 [эмендации к эфиоп. ред. по лиссабонскому изд.];
  • A Corpus of Christian Palestinian Aramaic. Vol. 3: The Forty Martyrs of the Sinai Desert, Eulogios the Stone Cutter, and Anastasia / Ed. and transl. by Ch. Muller-Kessler, M. Sokoloff. Groningen, 1996. P. 69-82.
  • ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1055; Sauget J.-M. Eulogio l'Ospitaliere // BiblSS. T. 5. Col. 222-223;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 147, 398;
  • Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., "Даниил, игум. Скитский" // Православная Энциклопедия, т. 14, с. 54-56:

Использованные материалы

  • "Память праведного Евлогия Странноприимца" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 712-713.
  • Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., "Евлогий Странноприимец" // Православная Энциклопедия, т. 17, с. 178:



[1]  Vie et récits de l'Abbé Daniel le Scétiote. P. III

[2]  ODB. Vol. 1. P. 584

[3]  SynCP. P. 632, 638; Janin. Églises et monastères. P. 367-371

[4]  BHG, N 618a - 618b

[5]  Paris. gr. 241, Fol. 277v - 282

[6]  Scorial. R. II. 1; Paris. gr. 919; Sinait. gr. 345; Vat. gr. 858

Редакция текста от: 18.05.2017 21:56:01

"ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google