06.01.2011 Археологические раскопки начнутся летом на месте подземного Вифлеемского вертепа уничтоженного храма Воскресения Христова на площади Кулибина в Санкт-Петербурге. Перед восстановлением святыни ученые обследуют место единственной в царской России точной копии места рождения Богомладенца Христа.
«Мы надеемся, что подземный храм с пещерой, воспроизводившей великое событие явления в мир Спасителя, сохранился в целости. При взрыве была уничтожена только верхняя часть церкви. Находилась она на Козьем болоте — так называлось место подземного источника, ручья, который, если бы взрывчатка была заложена под храм, затопил бы всю округу», — рассказала корреспонденту «Воды живой» староста храма Галина Пучнина.
«Зарыли Младенца, и погасла Вифлеемская звезда над Россией», — так говорили богомольцы после уничтожения святыни.
Сохранились воспоминания о храме его прихожан, а также архивные данные о том, как он выглядел. .
Храм-вертеп располагался в центре подвального этажа. При его создании архитектором Сергеем Садовниковым были собраны все известные описания Вифлеемской пещеры и использованы советы изображавших ее художников.
В вертеп вел длинный освещенный лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью «Слава в вышних Богу» размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами «Видевше же звезду возрадовашася радостию велиею зело». Также вокруг звезды располагались иконы 12-ти апостолов. Далее налево одна ступенька вниз вела к белым мраморным яселькам Младенца Христа.
Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень — место отдыха паломников, рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские сюжеты и висело множество икон.
Вертеп в нижнем храме был освящен 22 июня 1880 года митрополитом Исидором, а Рождественский придел — в преддверие Рождества Христова, 22 декабря 1887 года.