Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Международный семинар «Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана» прошел в Москве

30.11.2010 25-26 ноября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» имени А.Солженицына (БФРЗ) состоялся второй международный семинар, посвященный наследию протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983). Организаторы-сотрудники БФРЗ выбрали тему, которая занимает важное место в жизни и творчестве известного богослова и пастыря ХХ в. и побуждает к разговору об актуальных проблемах современной церковной жизни - «богословие радости». География единомышленников, готовых поделиться своим мнением по этой теме, обширна: это разные города России (Москва, Новгород Великий, Иваново, Санкт-Петербург, Колыма и др.) и страны дальнего зарубежья (Англия, Италия, Франция).

Открытие семинара было не официальным: после краткой литии Елена Дорман, хорошо знавшая о.Александра Шмемана, начала с «личной ноты»: было зачитано письмо Ольги Меерсон (США) - духовной дочери о.Александра, супруги его близкого друга - о.Михаила Меерсона-Аксенова. Ольга Меерсон пишет о свойственном о.Александру «пасторате радости». «Мудрый и веселый духовник», «пастырь, сослужащий при Пастыре добром - и в первую очередь, добром, а не только всесильном, всеправедном и т.д.» - эти благодарные слова о духовном наставнике и старшем друге создали особый настрой для участников конференции.

Первым свой доклад «Забывая заднее и простираясь вперед... Литургическая эволюция на рубеже тысячелетий» представил священник Антоний Лакирев. Главный тезис о.Антония - литургическая реформа в Русской Православной Церкви, о которой много лет ведутся оживленные споры, фактически уже совершается «явочным порядком». Нельзя не заметить главное: в центре этих изменений - «возвращение исключительного места таинства Евхаристии» в жизни христиан. Распространение церковного просвещения, доступность богослужебных текстов и их разных переводов, новые информационные технологии дают возможность каждому желающему вникнуть в содержание таинств; «вопрос о тайных молитвах уже стал абстрактным, особенно при наличии микрофона»; за 20 лет церковного возрождения изменилось отношение к частоте причащения. По мнению о.Антония, потеряла свою актуальность и проблема богослужебного языка: «Она не решена, а просто перестала быть проблемой». Таким образом, «милостью Божьей все эти изменения уже произошли, без конфликтов и враждебности», подытожил священник.

Этот доклад вызвал оживленную дискуссию, и особенно - в части проблемы богослужебного языка, что заставляет усомниться в предположении докладчика о ее неактуальности.

«Радость - та черта характера, которая передает всю глубину духовного опыта о.Александра Шмемана», -- начал свое выступление преподаватель ПСТГУ Петр Михайлов. Он сделал доклад «Литургический символизм прот. Александра Шмемана». Отметив влияние его подхода к изучению литургии на западное православное богословие ХХ в., автор доклада выразил уверенность, что «научная составляющая» богословия Шмемана будет востребована и в развивающемся богословии современной Русской Церкви.

Игумен Петр (Мещеринов) в докладе «Прот. Александр Шмеман и монашество» с помощью убедительных цитат опроверг расхожее мнение о том, что Шмеман «монашества не понимал и не любил». Докладчик подчеркнул, что «раздражение у о. Александра вызывало не само монашество, а подмена, имитация его». Далее о.Петр представил свои рассуждения о проблемах монашества в современной РПЦ «в русле интуиции о.Александра Шмемана». Он говорил о месте аскетизма в жизни инока и мирянина, об экклезиологическом смысле монашества, о том, как преодолеть кризис, с которым неизбежно сталкиваются избравшие иноческий путь, об отсутствии подлинной монашеской общинности. Ответы на эти сложные, а порой-болезненные вопросы современности можно обнаружить и в наследии о.Александра Шмемана, который, по выражению докладчика, стал «провозвестником тех путей, которые могут придать новый импульс монашеству».

Протоиерей Владимир Архипов поделился своими пастырскими наблюдениями о том, почему «верующим с трудом дается и радость, и ее плоды» и о том, «что может научить радости в трудной жизни». Священнику близок опыт о.Александра Шмемана, утверждавшего, что именно радость о Христе, а не доводы и доказательства, победила мир.

Андрей Десницкий (Институт перевода Библии) в докладе с красноречивым названием «Библейская радость и куда она у нас делась?» привел многочисленные цитаты из Священного Писания, в которых встречаются многозначные понятия «радость», «веселие». Он показал, что радость является одним из центральных понятий Ветхого Завета. В Новом Завете радость - это не эмоция, но показатель присутствия Святого Духа, «основание для общения» во Христе, свидетельство «взросления» и готовности принять испытания по имя веры, признак «внутренней гармонии». По замечанию А.Десницкого, новозаветные и раннехристианские тексты свидетельствуют: радость была неотъемлемой составляющей жизни первых христианских общин. «Куда она у нас делась?» - очевидно, что над этим вопросом впору поразмышлять не только докладчику. Он же высказал ряд предположений: возможно, «у нас все очень формализовано», «литургическое творчество в упадке», православной общинности пока практически не существует и т.д. Однако наследие о.Александра Шмемана, его «богословие радости» предлагает ключ к поиску путей возвращения евангельской радости.

Атташе представительства Ватикана в РФ, представитель католического фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини сделала доклад «Радость - это встретить взгляд Христа», в котором сопоставила духовный опыт о. Александра Шмемана и католического священника Карла Ньокки (1902-1956), причисленного к лику блаженных в 2009 г. Как отметила докладчица, в текстах последнего слово «радость» практически не встречается. «Но вся его работа, вся его забота, обращенная к искалеченному, оскорбленному человеку, ...к детям, израненным войной и потерявшими из-за этого конечности, зрение и т.д., на самом деле и является глубоким, драматичным вопрошанием о счастье, о возможности радоваться», -- сделала вывод Джованна Парравичини.

Первый день семинара завершился дискуссионным круглым столом на тему «Образ Церкви: за рамками стереотипов». Участники: игумен Виталий (Уткин), игумен Петр (Мещеринов), священник Сергий Золотарев (Великий Новгород), прот. Вячеслав Перевезенцев, поэт Ольга Седакова, историк и публицист Александр Архангельский, журналисты Александр Морозов и Сергее Чапнин, библеист Андрей Десницкий обсуждали заданную тему в контексте доминант наследия прот.Александра Шмемана. По словам А.Архангельского, в мире, где «нарастает равнодушное отторжение Церкви», особенно важен «великий опыт трезвой радости», которую являл Шмеман, «оказавшись гораздо раньше нас в среде, где на Православную Церковь всем наплевать».

Чтобы преодолеть негативные стереотипы в отношении церковной жизни, необходимо, считает о.Петр (Мещеринов), активно «евангелизировать тот народ, который уже есть в Церкви», созидать подлинную православную общинность, воспитывать «христианский гуманизм», противостоять «складывающейся сословности», исторической и духовной лжи. В чем проявляются «интеллигентские стереотипы» в Церкви? Как избежать «триумфализма» в церковной жизни»? Как реагировать на маргинальные течения, искажающие православное учение? Как общество воспринимает современные церковно-государственные взаимоотношения? Эти и другие вопросы оживленно обсуждались во время круглого стола.

26 ноября, во второй день работы семинара, свои доклады представили: священник Владимир Лапшин («Радость общения»), диакон Петр Скорер (Англия; «Начало ложной религии - неумение радоваться»), Адриано дель Аста (Италия; «Вся истина без слов: встреча и общение с А. И. Солженицыным в Дневниках прот. Александра Шмемана»), Ирина Языкова («Радость общения: пастырский опыт прот. Александра Меня и прот. Александра Шмемана») и другие.

Материалы семинара будут опубликованы.

Редакция текста от: 30.11.2010 17:23:55