21.07.2006 В Русской Православной Церкви пока не испытывают недостатка кагора, но надеются, что кризис на российском рынке вина скоро будет преодолен. "В связи с введением новых акцизных марок ситуация, сложившаяся после исчезновения с прилавков молдавских вин, значительно усугубилась. Но пока я не слышал, чтобы где-то дело дошло до катастрофы и не хватало бы кагора для причастия", - сказал в интервью РИА Новости в пятницу 21 июля глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Дудко.
Он пояснил, что запасы в приходах делаются не на один месяц, однако они не беспредельны. "Поэтому мы, конечно, с нетерпением ждем, когда завершится кризис", - добавил священник. Большая часть кагора, приемлемого по цене и качеству для использования во время литургии, как сообщил отец Михаил, была молдавского происхождения. И его запасы уже начинают истощаться. Но, поскольку объем потребления вина в храмах не очень большой (для совершения таинства Евхаристии (причастия) не требуется слишком много кагора), то пока священнослужители, по словам отца Михаила Дудко, "выходят из положения".
Обычная чаша, из которой причащаются верующие во время будничного богослужения, вмещает около полулитра, и вином она наполняется только наполовину. Так что, при ежедневной Божественной литургии в месяц приходу в среднем необходимо всего 10-15 бутылок кагора.
Характерно, что в других Поместных Православных Церквах мира для причастия, как правило, применятся сухое вино. Кагор — традиция именно Русской Православной Церкви. Связана она с тем, что вино, использовавшееся для Евхаристии в дореволюционной России, часто завозилось из французского региона Кагор, и вино это было сладким. "Конечно, это было не совсем то вино, которое продается сегодня под маркой "кагор", - признал представитель Московского Патриархата. Вместе с тем, он подчеркнул, что любое вино для верующих - это не просто напиток, а "древний сакральный символ, который неоднократно упоминается в Священном Писании".
Использование вина в таинстве Евхаристии — установление Самого Христа. Во время Тайной вечери Иисус Христос претворил вино в Кровь и преподнес его своим ученикам со словами: "Сия есть Кровь Моя Нового Завета". "С тех пор законно рукоположенный священник, совершая таинство Евхаристии, благословляет хлеб и вино - и мы верим, что они становятся истинными Телом и Кровью Самого Христа", - сказал отец Михаил Дудко.
"Я знаю, что в трудные послереволюционные времена, когда вина просто не было, в церковных кругах всерьез обсуждался вопрос о возможности замены вина соками или настойками. Надеюсь, что сейчас не те времена, и вопрос с такой остротой не встанет", - заключил отец Михаил.