21.10.2010 В Боголюбовском монастыре опровергают информацию о жестоком обращении с детьми.
"Официально приют Свято-Боголюбского монастыря уже давно закрыт, никаких детей на его территории нет, информация про жестокое обращение с воспитанниками - ложь и клевета", - сообщила в эфире радио "Эхо Москвы" инокиня Антония (Давидковская), ответственная за пребывание несовершеннолетних детей в бывшем приюте Свято-Боголюбского монастыря.
По ее мнению, "кому-то нужно поднятие скандала, чтобы вспомнить события прошлогодней давности".
"Хотя все было доказано, несколькими комиссиями проверено, что никаких мер к детям не применялось, никаких жестокостей по отношению к несовершеннолетним не было. Просто кто-то работает против монастыря и Православной церкви в целом", - полагает она.
По словам инокини Антонии, "дети уже в прошлом году практически все выехали из обители, а в этом поступило распоряжение, чтобы приют закрыть".
Ранее сегодня поступила информация о том, что из Свято-Боголюбского монастыря сбежали две несовершеннолетние воспитанницы. Одна из них, Марина Лойко, рассказала СМИ, что ее били ремнем и лишали еды и сна за малейшие провинности.
Между тем благочинный Суздальского округа Владимирской епархии священник Виталий Рысев не согласен с утверждениями инокини о том, будто в обители нет детей.
"Кто же тогда 3 октября совершил побег? В монастыре оставались три воспитанницы 11 класса и две из них 3 октября сего года бежали из этого приюта прямо в отделение милиции, дали все показания, все это было записано, далее органами опеки они были переведены в нашу школу. Поэтому, по крайней мере, 3 октября там было три воспитанницы", - сказал отец Виталий корреспонденту "Интерфакс-Религия".
Кроме того, священника, "очень интересует" судьба восьми маленьких девочек от 7 до 12 лет, которых, по решению комиссии, в прошлом году направили на обучение в епархиальную школу, но потом "взяли на каникулы и в школу не вернули".
"По заявлениям, они официально находятся на семейном обучении. На самом деле никакого домашнего обучения быть не может, потому что домов у их родителей нет, они давно их продали и пожертвовали монастырю. Они обращаются к нашим старшим детям с просьбой их вызволить, потому что находятся они в различных скитах", - говорит отец Виталий.
Священник пояснил, что "скиты" - это в данном случае различные частные дома, приобретенные благотворителями монастыря для использования обителью, и выразил надежду, что через некоторое время девочек все-таки удастся найти.
Относительно распоряжения о закрытии приюта, упомянутого игуменьей Антонией, благочинный заявил, что "юридически приюта в Боголюбово не было никогда, хотя он и существовал", и "за 11 лет его работы оттуда сбежало более сорока детей, но юридически он никогда не регистрировался, действовал с полного попустительства органов отдела образования епархии, не имея ни единого разрешительного документа".
"Поэтому если доводить логику матери Антонии до конца, то приюта не было никогда, но реально он существовал и приносил немалые беды, трагедии, и это уже предмет разбирательства правоохранительных органов", - считает священник.
Прошлой осенью из приюта при женском монастыре сбежали две воспитанницы с жалобами на жестокое обращение с ними со стороны воспитателей. Тогда к делу подключились Общественная палата и Следственный комитет при прокуратуре России.
По результатам доследственной проверки по обращению воспитанницы приюта Валентины Перовой о незаконном лишении ее свободы СКП РФ принял решение не возбуждать уголовное дело. В то же время глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в связи с ситуацией в Боголюбово предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, которые содержатся в монастырских приютах.
В ноябре 2009 года комиссия Московской патриархии по изучению ситуации в Боголюбовском монастыре обнаружила педагогические ошибки, а также констатировала "ряд принципиальных ошибок в организации жизни детей, пребывающих при монастыре". Руководству обители были даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.
В декабре настоятельницу обители лишили права опекунства в отношении содержащихся в приюте по итогам деятельности рабочей группы, созданной постановлением главы региона Николая Виноградова.
Скандал вокруг приюта привлек внимание также и к личности духовника Боголюбского монастыря архимандрита Петра (Кучера). В прошлом он дважды увольнялся за штат, наказывался Синодом и на месяц уходил к раскольникам. В марте 2010 года Издательский совет Русской церкви включил одну из его книг в список изданий, не рекомендованных к распространению в храмах и монастырях.
В сборнике своих проповедей под названием "Блюдите убо како опасно ходите", изданном монастырем в 2006 году, отец Петр среди прочего описывает ряд "чудесных явлений", происшедших с ним в разные годы жизни.
К примеру, в 1971 году он в собственном подъезде будто бы встретил "святого Иоанна Предтечу", одетого в свитку из верблюжьей шерсти с солдатским ремнем, синие брюки и хромовые сапоги. "Предтеча" молча лежал на лестничной клетке, пока будущий отец Петр, в те годы - ветеринар Петр Петрович Кучер, пораженный, "не отрываясь, рассматривал его с головы до ног".