23.09.2010 Особенности и перспективы религиозного туризма в России и в мире - такова была основная тема международной научной конференции, которая состоялась 21 сентября в Выставочном центре «Крокус-ЭКСПО» в рамках XVI международной туристской выставки.
Религиозный туризм - одно из наиболее динамично развивающихся в последнее время и перспективных направлений туризма. Основная цель религиозного туризма, как определяют ее участники конференции, -- «стремление приобщить людей, принадлежащих к различным конфессиям, к диалогу и взаимодействию, к смягчению возникающей на религиозной и социальной почве напряженности в обществе». Об этом говорится в итоговой декларации, принятой участниками форума. Там же содержится тезис о принципиальной разнице между религиозным туризмом и паломничеством и необходимости законодательного разграничения этих понятий, на что не раз обращали внимание участники ежегодных паломнических конференций Русской Православной Церкви.
Открывая конференцию в «Крокус-ЭКСПО», архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, также коснулся этой темы. По его словам, паломничество - это «религиозная деятельность», которая сейчас активно возрождается: в РПЦ уже создано более 500 паломнических служб. В паломничество, как правило, отправляются люди воцерковленные, преследуя, в первую очередь, духовные цели. «Почему же Русская Православная Церковь занимается религиозным туризмом?» -- задал вопрос архиепископ и сам же ответил: религиозный туризм имеет серьезный миссионерский потенциал. «Не все настолько воцерковлены, что готовы молиться и наполнять свою жизнь поклонением святыням. Большое количество людей хотело бы отправиться в религиозные места с познавательной целью: познакомиться с историей храмов, монастырей, узнать, что такое монастырская жизнь, как живет Церковь, что такое пост и т.д.», -- сказал он, подчеркнув, что религиозный туризм может стать ступенькой на пути к паломничеству. Кроме того, религиозный туризм представляет особый интерес в связи с введением во многих регионах России «Основ Православной культуры» -- путешествия по местам, связанным с православием, могут стать «практическими занятиями» в рамках этого культурологического курса, отметил архиерей.
Экс-директор Паломнического центра Московского Патриархата, ныне возглавляющий Международную туристскую академию (МТА) Сергей Житенев представил на конференции аналитический обзор «Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом». Один из авторов обзора, вице-президент МТА Юрий Путрик в своем докладе обратил внимание на социальную значимость религиозного туризма в современной России. По его словам, «в эпоху нестабильности возрастает интерес к более устойчивым моральным субстанциям», что и стало предпосылкой развития религиозного туризма. Поскольку такой вид туризма «снимает социально-психологическое напряжение в обществе», его развитие требует серьезной государственной поддержки, утверждал автор доклада.
Еще один представитель МТА, профессор Владимир Новиков проанализировал тенденции развития международного религиозного туризма. Было отмечено, что осматривать религиозные памятники ежегодно отправляются 300-350 млн. человек во всем мире, при этом совершая более 3 млрд. поездок (несложные подсчеты показывают, что около 10 поездок приходится на каждого). Состоятельный человек средних лет - таков собирательный образ современного религиозного туриста. Этим объясняется поворот от «менталитета нищеты» к запросу на хорошее обслуживание, продолжил эксперт. У молодежи больше востребованы комплексные путешествия: знакомство с религиозными памятниками чередуется с активным спортивным отдыхом или волонтерской работой. Упомянув такие новые формы религиозного туризма как посещение тематических религиозных центров («Библейский парк» в США, «Парк Святой Земли» в Бразилии и т.д.), религиозные круизы, программы с погружением в жизнь религиозной общины (монастыря, дацана и пр.), докладчик отметил, что на международном уровне «нет разграничения между миссионерством, религиозным туризмом и пилигримством». Очевидно, что эта проблема актуальна не только для России.
В основе этого разграничения - разная мотивация, утверждал профессор РЭА им. Плеханова Сергей Скобкин. Цель паломничества - «священное, поклонение святыням, оно начинается обязательно с благословения священнослужителя, духовный подвиг - основная составляющая»; паломник отправляется к дальним святыням, когда «ему не достает церемониальных действий на месте проживания». Религиозный туризм предполагает «посещение святынь с познавательными целями», без участия в религиозных церемониях. В сборнике рекомендаций, изданных специально к конференции, даже сказано о туристах: «Следует знать, что лицо, не относящееся по установленным признакам к данной конфессии, может быть не допущено на территорию храма, монастыря, обители либо удалено в случае нарушения норм церковной этики и порядка». Профессор Скобкин сделал доклад об экономике религиозного туризма, подчеркнув, что для культуры паломничества характерен «низкий комфорт», чтобы паломники могли «преодолевать трудности», тогда как религиозный туризм требует совсем иного уровня сервиса.
В прозвучавших на конференции докладах затрагивались темы развития религиозного туризма в разных регионах России, в Белоруссии и Болгарии, подготовки кадров для религиозного туризма и другие.
В «Декларации о повышении роли религиозного туризма в развитии общества», принятой участниками конференции, не делается специального акцента на миссионерском потенциале данной туристической отрасли, однако отмечается: «Если религиозный туризм будет базироваться на тесном сотрудничестве туристских, государственных, религиозных организаций с местным населением посещаемых туристами территорий, то он будет способствовать снижению социальной напряженности, играть положительную роль в диалоге между культурами, религиями и цивилизациями».