26.07.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) приветствует внедрение в духовных школах Русской Церкви принципов Болонской системы, предполагающей развитие образования в вузах Европы по единым стандартам.
"Мне кажется, что Болонская система дает возможность абсолютно адекватно отражать православное богословие в семинарской и академической системе", - сказал патриарх Кирилл, отвечая на вопросы украинского духовенства на встрече в Днепропетровске.
По его словам, духовные школы в России могут присоединяться к Болонской системе, главное - чтобы "профессора были бы высокого уровня, а студенты проявляли интерес к обучению".
Патриарх уже дал указание привести систему образования в семинариях Русской церкви в соответствие с нормами Болонского процесса, и этот переход, по его словам, будет происходить "без всякого ущерба" для отечественных духовных школ.
Сама же Болонская система, как считает патриарх, "достаточно гибкая": в процессе образования, как и при подъеме вверх по ступенькам, важную роль будет играть то, "кто вас ведет по этой лестнице".
Патриарх Кирилл напомнил, что нынешняя система образования в духовных школах Русской церкви также была привнесена в XIX веке из-за рубежа, то есть по своей сути не является "национальной".
Он также считает очень важным заключение, особенно в условиях Украины, соглашений между епархиями и вузами "о согласовании кандидатур на преподавание богословских предметов". В противном случае, считает патриарх, есть угроза того, что православные дисциплины будут преподавать раскольники, и в результате "факультеты станут рассадниками неадекватной информации, которая будет затуманивать сознание людей".
Болонский процесс, предусматривающий сближение систем образования стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, начался в 1999 году с подписания в Болонье министрами образования 29 государств декларации "Зона европейского высшего образования" (Болонская декларация). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Украина - в 2005-м.
Болонская система вводит двухцикловое обучение - бакалавриат и магистратуру. Ряд экспертов критикует присоединение России к Болонскому процессу, считая, что это вызовет путаницу с учебными программами и проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров, поскольку 4-летний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6-летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение).