12.07.2010 57-й конгресс литургических исследований состоялся в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже с 28 июня по 1 июля. В этом году форум прошел на тему «Литургия как свидетельство о Церкви на примере влияния различных литургических традиций на экклезиологию» («La liturgie comme témoin de l'Eglise, ce que révèlent les diverses familles liturgiques sur l'ecclésiologie»), сообщает сайт "Оrthodoxie".
В первый день работы форума были представлены два больших доклада, посвященные библейской тематике. Священник Мишель Бердэ (Michel Berder) из католического института Парижа и протоиерей Николай Чернокрак, декан Свято-Сергиевского института, рассмотрели понятие «собрание» в Ветхом Завете и в древнейший период истории Христианской Церкви. Согласно ряду библейских текстов, на которые ссылались в качестве примеров докладчики, собрание одновременно выражает единомыслие его участников, их желание исполнять Закон и эсхатологическое ожидание, что является общим для обоих Заветов - Ветхого и Нового. В первые времена бытия Новозаветной Церкви контекст причастия Тела и Крови Христовых позволяет поставить знак равенства между собранием и Церковью как Телом Христовым.
Доклады митрополита Диоклийского Каллиста Уэра (Константинопольский Патриархат) и священника Энрико Мацца (Enrico Mazza) были посвящены рассмотрению литургического собрания в разные эпохи истории Церкви в связи с некоторыми постоянными элементами, а именно - связью между Земной и Небесной Церковью. Литургическое собрание первоначально представляется как присоединение к непрерывному богослужению ангелов, а Евхаристическая молитва предстает как образ явления Церкви в наиболее древних текстах (например, Didachè или Апостольское предание). Но затем такое понимание Евхаристического собрания уступает место другому: акцент делается уже на индивидуальном освящении через Евхаристию.
Во второй день работы форума состоялся круглый стол, посвященный месту Литургии в Церкви в различных поместных традициях. Несколько других аспектов были рассмотрены в последующих докладах. В частности, было рассмотрено понятие о Церкви в трудах Феодора Мопсуэстского. Один из докладов был посвящен экклезиологическому аспекту в древней литургической традиции, сложившейся в Иерусалимской Церкви. Другие доклады касались таких тем, как литургический язык, место пения и хора в собрании и проч.