Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

13 июля в Москве откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.»

12.07.2010 13 июля 2010 года в 17.00 в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.», сообщает сайт Православие.ru.

Уникальная ретроспектива христианского искусства XV-XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции.

Слово «синаксис» (от греческого συναξις), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного совершенствования, на котором пели псалмы и читали Священное Писание. Иконы, окружавшие собравшихся, помогали этому духовному совершенствованию, воплощая в ясные визуальные образы размышления как отцов Церкви, так и паствы, простых верующих. Понятие «синаксис» также уместно трактовать как пять столетий греко-русского совместного пути в культуре и искусстве.

На выставке представлены иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном фонде Александроса С. Онасиса; собрание прорисей, эскизов и икон известных греческих мастеров с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редких образа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина; икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки); «Оплакивание Христа» (1566) — работа великого мастера Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко).

Всего в экспозиции будет представлено более 130 икон. Большинство из них — работы мастеров критской иконографической школы, занимающей особое место в истории мировой культуры. Главным центром иконописания на Крите в поствизантийский период была Кандия (современный Ираклион). Мастера из Константинополя стали переселяться на Крит уже с конца XIV века. Широкие торговые связи острова обеспечивали иконописцам Кандии обширный круг заказчиков: это и православные, и католические монастыри, и общины на Балканах, в Восточном Средиземноморье и в Италии, и отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль, в котором должна быть выполнена икона: in maniera greca или in maniera latina, обозначая так соответственно византийскую или западную манеру изображения.

В структуре выставки выделены три раздела, располагающиеся в трех залах. Разделы демонстрируют традиции изображения святых угодников, Божией Матери, Иисуса Христа.

К выставке издан каталог. Куратор со стороны Греции — Талия Стефаниду. Кураторы выставки со стороны ГМИИ им. А.С. Пушкина: А.А. Савинов, А.Г. Степина.

Редакция текста от: 12.07.2010 19:57:38