Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Образ Русской Православной Церкви в светских масс-медиа за последние 10 лет трансформировался, считает Роман Лункин

07.06.2010 Образ Русской Православной Церкви в светских СМИ за последнее десятилетие претерпел некоторые изменения. Исследованию этих изменений посвятил свой доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги директор Института религии и права, религиовед Роман Лункин. 3 июня он выступил с сообщением «Образ РПЦ в светских масс-медиа: между мифом о государственной Церкви и фольклорно-оккультным православием». Дискуссия состоялась в рамках программы «Религия, общество и безопасность».

Как следует из названия доклада, Р.Лункин определяет два полюса, между которыми выстраивается образ РПЦ как «виртуальная реальность». Сравнивая освещение церковной темы в светских СМИ в 90--е гг. с нынешним ее состоянием, он отметил, что «фольклорно-оккультная» составляющая этого образа не претерпела значительных изменений: спрос на «полуязыческие» рассказы о православии, темы «православной гастрономии», всякого рода «чудес» и т.д. по-прежнему высок. Эта информация наводняет массовые СМИ, и сами представители Церкви, с одной стороны, пытаются бороться с этим явлением, а с другой – «сами создают этот образ».

Что же касается другого полюса, который представляет Церковь как государственный институт, то в этой части изменения заметны: так, если в 90-е гг. «еще очень помнили, что РПЦ пострадала от советской власти, что православие выше государственной власти, что необходимо покаяние государства перед Церковью», то десятилетие спустя эти мотивы отошли в прошлое. Теперь взгляд «на грани цезарепапизма» определяет магистральную линию светских СМИ: РПЦ трактуется ими как «государствообразующий институт», «некий символ легитимности власти». По словам исследователя, с приходом Патриарха Кирилла телеканалом «Россия», Первым телеканалом и другими прогосударственными СМИ активно продвигается идея, «что российская государственность возможна лишь с опорой на православие».

Докладчик выделил также ряд составляющих данного медиа-образа РПЦ: это «милитаристский» оттенок, связанный с демонстрацией участия Церкви в разного рода военно-патриотических мероприятиях; собственно «патриотический», убеждающий с помощью «грубых пропагандистских приемов», что «русские не выживут без православия». Религиовед отметил, что «Церковь является заложницей этого государственнического образа: несмотря на заявления священноначалия о независимости Церкви, православие перестает восприниматься отдельно от государства».

Он также обратил внимание на еще один аспект образа РПЦ, каким его подают СМИ: это «уникальность православия, в противопоставлении «врагам России» – Западу, сектам, демократии». Здесь транслируется идея, что «любое неправославие - синоним асоциальности, деструктивности», что «России нужна самобытная православная соборность, а не демократические ценности».

В восприятии РПЦ в светских СМИ были отмечены и новые тенденции: например, ранее редко можно было встретить «иронию, подтрунивание над образом государственного православия». Так, по словам докладчика, большинство изданий как анекдот восприняло заявление «Единой России» о том, что «православие должно быть основой модернизации».

Несомненно, новым феноменом Лункин считает «информационный поток» выступлений Патриарха Кирилла в массовых СМИ, что создает «новую реальность общенациональной проповеди». Причем проповедь эта носит характер «социальной терапии», она «легко воспринимается обществом и оказывается востребованной», полагает исследователь.

Несмотря на это, с православием в массовом сознании по-прежнему связывается «архаичность, консерватизм, граничащий с сектантской замкнутостью», продолжил докладчик. Именно поэтому светские СМИ столь охотно освещали скандал с епископом Диомидом, с «пензенскими сидельцами», с детским приютом Боголюбского монастыря и т.д. Однако сама критика РПЦ имеет «мифологическую основу», она в большинстве случаев борется «с мифом о Церкви, созданным самими же СМИ», считает Р.Лункин. В качестве примера такого «мифа» он назвал серию публикаций С.Бычкова в «Московском комсомольце», представляющих РПЦ исключительно как чиновничью корпорацию.

На вопрос о том, чего же, по его мнению, явно не хватает в освещении церковной тематики светскими СМИ, Лункин ответил: практически отсутствует представление о православии как о регулярной богослужебной и приходской жизни; о вероучительной и нравственной стороне православия, о разнообразии социальной деятельности Церкви. В числе редких исключений он назвал телепрограммы о.Алексия Уминского «Православная энциклопедия» и митрополита Илариона «Церковь и время».

Докладчика не раз спрашивали: «qui prodest?» - кто является «заказчиком» такого медиа-образа РПЦ? Р.Лункин убежден, что в данном случае не имеет смысла искать «кому выгодно»; сложившийся образ – это ответ на ожидания общества и государства, которое стремится «использовать православие в качестве идеологической основы».

Редакция текста от: 07.06.2010 16:04:21