14.05.2010 14 мая 2010 года в Киевской духовной академии состоялось второе заседание комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Работу комиссии возглавили ректор Киевских духовных школ, секретарь комиссии архиепископ Бориспольский Антоний и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, сопредседатель комиссии епископ Зарайский Меркурий.
В заседании приняли участие: ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений; ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий; ректор Минских духовных школ архимандрит Иоасаф (Морза); ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, секретарь комиссии архимандрит Кирилл (Говорун), а также ректоры духовных семинарий Украинской Православной Церкви.
Открывая работу комиссии, архиепископ Антоний передал участникам собрания благословение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
Говоря о приоритетных задачах духовного образования, владыка Антоний, в частности, отметил, что задача интегрирования богословского образования в систему светского образования является стратегически важной, и это ставит вопрос о существовании, наряду с духовными школами, богословских факультетов, функционирование которых позволит заниматься богословской наукой тем, кто по объективным и субъективным причинам желает трудиться в научно-образовательной сфере, не принимая при этом сан и не ориентируясь на пастырскую деятельность. В этом случае, сказал архиерей, необходимо обращаться к опыту зарубежных университетов, где есть богословские факультеты.
С первым докладом «Магистерские программы в системе духовного образования» выступил архимандрит Кирилл (Говорун). Докладчик отметил, что Болонский процесс — это, прежде всего, поток инициатив, предлагающий направления образования, а не законченная система. Таким образом, Болонский процесс позволяет сохранить образовательные традиции, при этом сделав их прозрачными для иных образовательных систем. Такой подход позволит богословию как дисциплине найти свое место в глобальной системе образования. Образование в контексте Болонского процесса ориентировано на развитие личности в рамках профессионального интереса, а не просто на получение суммы знаний; таким образом, акцент делается на приобретение умения. Стержень Болонского образовательного процесса — в изменении отношения к знанию: много времени уделяется не столько накоплению знаний, сколько выработке навыков самостоятельной работы.
Иеромонах Димитрий (Першин) в своем выступлении обратил внимание на то, что чаще всего в системе духовного образования акцент делается на подготовку пастырей, а не на подготовку профессиональных ученых, что в результате снижает образовательный ценз. Отец Димитрий также высказался за создание фонда поддержки молодых ученых.
О принципах функционирования при светских вузах богословских факультетов высказывали свои мнения ректор епископ Гатчинский Амвросий, протоиерей Владимир Воробьев, помощник ректор КДА по научно-исследовательской работе доцент В.В. Бурега.
Следующее заседание комиссии планируется провести в конце сентября в Москве.