Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Вышел в свет новый номер журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (2010, №1 (39))

30.03.2010 Издан очередной номер журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (2010, №1 (39)).

Значительная часть опубликованных в нем материалов связана с историей Русской Церкви.

Статья С.Н. Азбелева «Версии основания монастыря на острове Валаам» посвящена комплексному анализу источников по древнейшей истории знаменитой обители. Ученый пришел к выводу, что исторически заслуживающая доверия версия базируется на летописных текстах об обретении и перенесении мощей основателей монастыря святых Сергия и Германа в Новгород в 1163 г.

Э.А. Гордиенко в исследовании «Культ святых целителей в Новгороде в XI-XII вв.» обратилась к традиции почитания святых-врачевателей. Она отметила, что в Новгороде почитание святых целителей восходит к концу XI - началу XII в., времени княжения старших Мономаховичей, о чем свидетельствуют созданные тогда изображения на фресках, иконах и произведениях декоративно-прикладного искусства. Особым почитанием пользовался св. мученик Пантелеимон, имя которого было дано в крещении сыну Мстислава Владимировича Изяславу, родившемуся не позднее первого десятилетия XII в. Ведущей парой среди святых целителей были святые Косма и Дамиан. В родовом гнезде Мстиславичей на Городище была церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1386 г. В росписи 1125 г. Рождественского собора в Антониевом монастыре на лицевой стороне предалтарных столбов, сразу под композицией Благовещения, располагаются две пары святых врачей: слева - святые Кир и Иоанн, справа - святые Флор и Лавр. В руках у них соответствующие атрибуты. Кир держит сосуд с лекарствами, Флор - скальпель и свиток, Лавр - скальпель и пиксиду, коробочку для снадобий. В данном случае принадлежности лечебной практики, бесспорно, свидетельствуют о врачебной миссии Флора и Лавра.

Е. В. Крушельницкая и А. С. Слуцкий ввели в научный оборот вновь найденные фрагменты пергаменных октоиха и миней из переплетов рукописей Софийского собрания Российской Национальной библиотеки. Обнаружены четыре ранее неизвестных пергаменных отрывка в переплетах бумажных рукописей. Два их них - из Октоиха (1-го и 7-го гласа) XIV в., остальные представляют собой фрагменты миней XII и XIV в. Фрагмент XIV в. содержит начало канона Рождества Христова, отрывок XII в. - из службы апостолу св. Иакову. Находка такого числа неизвестных пергаменных памятников при просмотре переплетов лишь одного, причем, весьма известного и «востребованного» исследователями, собрания рукописей, показывает перспективность таких поисков в других собраниях, даже если они содержат рукописи, относящиеся к более позднему периоду.

М. О. Новак в статье «Древнерусские поучения: интерпретация апостольского текста» проанализировала практику цитирования текста Деяний и Посланий апостолов в древнерусских поучениях раннего периода, уделив особое внимание поучению преп. Феодосия Печерского конца XI в. и посланию черноризца Иакова князю Дмитрию Борисовичу конца XIII в.

Д. И. Антонов представил вниманию читателей демонологическое исследование («Беса поймав, мучаше...». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси). Автор изучил комплекс древнерусских представлений о материальных способностях падших ангелов и о физической борьбе святых с нечистыми духами. Ключевой сюжет об избиении демона ученый рассмотрел на материале переводных и оригинальных источников, архивных материалов и памятников иконографии. Антонов показал, что в древнерусской книжности демоны наделялись способностью не только оказывать воздействие на материю, но и принимать некую телесность - бесы могут физически поражать человека, но и святой может истязать сатану, явившегося ему в том или ином облике. Рассказы русских авторов о демонах создавались по примеру восточной аскетической литературы и апокрифов содержащих яркие эпизоды физических «сражений» людей и демонов. Образы этой борьбы оказались созвучны народной традиции, отраженной в заговорах, оберегах. В этих памятниках рассказы о демонах зачастую принимают совсем не канонические формы. В то же время в средневековой книжной культуре до конца XVII в. физические проявления падших духов невозможно охарактеризовать ни как полностью материальные, ни как исключительно иллюзорные. Бесы имеют иную, отличную от людей природу, и их реальность, «плотскость», материальность не самодостаточны, но в каждом конкретном случае зависят от двух причин: Божьего попущения и состояния души вступившего с ними в контакт человека.

Исследование А.С. Усачева «Об исторической ценности древнерусских сообщений о чудесах (на материале Чуда о свечении под Казанью 1552 г.)» посвящено рассказу о чудесном свечении под Казанью накануне ее штурма русскими войсками (1552 г.). Рассказ представлен в Житии преп. Даниила Переяславского и Степенной книге.

В журнале опубликовано так же несколько материалов, не связанных с историей Православия (Конявская Е.Л. Краткий новгородский летописец и его место в новгородском летописании; Конявская С.В. Методы поиска «недостающего звена» в системе языка: логика и эмпирика; Майоров А.В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня; Салимов А.М. К вопросу о датировке каменных оборонительных сооружений Торжка; Солодкин Я.Г. Об одном нарративном источнике Есиповской летописи).

С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте журнала.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 30.03.2010 00:00:00