Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Опубликовано описание Архангельской епархии 1795 г.

20.02.2010 В издательстве Краснодарского государственного университета культуры и искусств опубликован уникальный документ по истории Архангельской епархии (Описание Архангельской епархии 1795 г. /сост. и автор предисловия В. И. Иванов. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2009. - 138 с, 16 илл. ISBN 978-5-94825-053-3)

Впервые текст «Подробного исторического описания Архангельской епархии» был напечатан в «Любопытном месяцеслове» в 1795 г. Издание анонимно.

По мнению исследователей, работа над описанием епархии велась по благословению епископа Архангельского и Олонецкого Вениамина (Краснопевкова-Румовского), возглавлявшего епархию с 1775 по 1798 г. Известно, что в 1781 г. он предписал в монастырях епархии завести «памятные книги». Кому-то из епархиальных знатоков старины, вероятней всего выпускнику или преподавателю семинарии, было поручено собирать материалы по истории епархии. Участвовал ли Преосвященный в составлении, редактировании этого труда, или его роль ограничилась простым утверждением готового текста, сказать трудно. Предположительно, основную работу по составлению описания провел воспитанник Московского университета священник Лев Максимович.

При подготовке современного издания В. И. Ивановым проделана огромная работа по составлению указателей, которые занимают около трети объема книги. Указатели существенно облегчают поиск нужной информации в огромном по своему объему описании.

Первая часть описания посвящена деятельности епархиальных архиереев, начиная с первого из них - архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова). Подробности архиерейских служений основаны на хронологических записях, которые начали вести в архиерейском доме еще при архиепископе Афанасии. В этот раздел включены грамоты царевны Софьи от 7 марта 1683 г. и эпитафия на могиле митрополита Парфения в Ярославском Спасском монастыре.

Вторая часть труда содержит описания штатных монастырей Архангельской епархии. Здесь представлены 6 обителей: Антониев-Сийский монастырь (указаны и приписные монастыри Ивановский, Покровский, Кривецкий, Чирцова пустыня, Лявленский, которые превращены были в конце XVIII в. в приходские церкви), Архангельский, Николаевский Корельский, Крестный Кий-островский, Александро-Ошевенский, холмогорский Успенский девичий. При описании монастырей автор сначала предоставил сведения об их местонахождении и основании. При этом приводятся известия о древних грамотах и других документах, раскрывающих историю монастырей. Часто публикуются полные тексты или цитаты из разных источников, рассказывается о древних храмах и других строениях. В специальную часть описания выделена характеристика царских пожалований, полученных каждым монастырем. Подробные описания реликвий, основаны, судя по всему, на текстах царских грамот и росписей, записях вкладных книг. Для каждого монастыря составлены хронологические списки настоятелей. Кроме имен и дат, эти списки содержат дополнительную информацию о жизни и деятельности игуменов и архимандритов местных монастырей, которых нет в обобщающем труде П. М. Строева.

В третей части книги помещены описания сверхштатных монастырей: Красногорского, Веркольского, Пертоминского, Шенкурского Троицкого. Можно предположить, что автор использовал при подготовке второй и третей частей своего труда «памятные книги» монастырей епархии.

В четвертой части представлены сведения обо всех городских и уездных церквах, включая бывшие монастыри, превратившиеся в приходские храмы, и о других церковных зданиях. Здесь содержится информация о расположении всех (отмечено 204) приходов Архангельской епархии в конце XVIII в.

Издание содержит много интересных, часто уникальных сведений по истории епархии, епархиальных монастырей и церквей XIV-XVIII вв. Особую важность, имеют подробные описания церковных строений и реликвий. Первые дают обильный материал для археологических и архитектурных исследований и реконструкций, вторые - позволяют представить себе обстановку, внутреннее убранство храмов и монастырских ризниц того времени.

Исключительной полнотой отличаются сведения о пустынях и монастырях, обращенных к моменту составления документа в соборные и приходские церкви. Всего на страницах данного описания рассказывается о 37 обителях: 6 штатных с 5 приписными, 4 сверштатных и о 23 (!) монастырях и пустынях, утративших к концу XVIII в. свой статус.

Особую ценность изданию придает публикация разнообразных источников - царских жалованных грамот, духовных, челобитных, прошений, соборных приговоров; вкладных записей, сделанных в книгах, на сосудах, крестах, надписи на колоколах. В книге содержится около 20 таких полнотекстовых публикаций. Большая часть из них до сих пор не переиздавалась, а многие памятники, реликвии, документы дошли до нас поврежденными или утрачены. В описании приводятся выдержки из разных документов: писцовых и переписных книг, Двинского летописца, жалованных, духовных, вкладных и других грамот, других материалов монастырских и церковных архивов. Помимо этого в книге упоминается большое количество документов, часто пересказывается и их содержание, что характерно было для сборников XVIII в.

Наиболее древним документом, опубликованным в «Подробном историческом описании...», является благословенная грамота архиепископа Новгородского Иоанна игумену Михайловского Архангельского монастыря Луке, датируемая 1398-1414 гг. При этом первой и единственной публикацией считается текст из сборника документов архимандрита Амвросия, вышедшего в свет в начале XIX в. Следующим по древности, более известным новгородским документом является духовная грамота начала XV в. (до 1417 г.) Марфы, которую автор в «Подробном историческом описании...» ошибочно называет «посадницей Новгородской» на села и рыбные ловли, завещанные Никольской церкви на Корельском берегу. Эта публикация также осталась незамеченной в научной литературе, хотя была первой.

В «Подробном историческом описание Архангельской епархии» впервые (и похоже единственный раз) была издана целиком духовная грамота Антония Сийского 1556 г., которая по содержанию представляет собой подробный монастырский устав. Подлинник ее хранится сейчас в Архангельском областном краеведческом музее (инв. № 3590). Он довольно ветхий, имеет утраты текста. Для русской археографии конца XVIII в. издание такого количества разнообразных документов частного происхождения - явление, безусловно, выдающееся. Однако этот труд до сих пор оставался вне поля зрения ученых.

Издание может быть использовано в качестве своеобразного путеводителя по святым местам. Оно предназначено для историков, музейных работников и всех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 20.02.2010 00:00:00